Звуки [п], [п']. Буква П, п

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [п], [п']. Буква П, п

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с согласными буквами П и п;

• научатся выделять в словах звуки [п] и [п'];

• различать согласные, обозначающие звонкие и глухие звуки;

• закрепят умение делить слова на слоги;

• сформируют навыки правильного слогового, с переходом на чтение полными словами, сознательного выразительного чтения.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Сегодня мы познакомимся с новой буквой и её звуками. В какую группу войдёт буква, узнаем в процессе урока. Это 14-я буква русского алфавита.


2. Мотивация учебной деятельности

— Игра «Волшебная цепочка». Прочитайте слово. Измените одну букву и получите новое слово.

Слова для работы: лото — (л...то), река — (р...ка), ехал — (..лал), Лина — (Л...на)

— Почему слова напечатаны с большой буквы? Из каких слов получилось имя Вероника? К этому слову придумайте и запишите ребус.

Дети выполняют задание.

— Что мы знаем о букве е? Какая ещё гласная буква обозначает мягкость согласного звука? Где на ленте букв располагаются гласные буквы е и и?


3. Работа по теме урока

Выбирается один водящий для каждого ряда. Он повторяет скороговорку так, чтобы дети его ряда выучили её.

— Пошла Поля полоть в поле.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Наш Полкан попал в капкан.

Прослушайте отрывок из стихотворения Е. Благининой «Научусь-ка я читать». Поэтесса про каждую букву алфавита сочинила маленькое стихотворение. Как вы думаете, о какой букве и её звуках рассказала она нам в этом стихотворении?

Просто прелесть эти пони!..

Папа! Пони тоже кони?

Правда?

Назовите новый звук. (Мы будем изучать новые звуки [п] и [п'].)

Рассмотрите четыре картинки, на которых изображена девочка Поля. Ответьте на вопрос: что делала Поля? (Она пила сок, пела песни, упала с горки; пила, пела, упала, спала.

Составьте звуковые схемы к данным словам.

Дети, составляя схему слов, рассказывают всё, что знают о звуке [п].

— Как звали девочку? (Поля.)

Разделите слово на слоги. (По-ля — два слога. Первый слог по-, второй — ля.)

Произнесите первый слог и скажите, какие звуки мы слышим. (Звуки [п] и [о]).

Какой звук мы изучаем впервые? (Звук [п]. Он согласный.)

Как слышится в данном слоге этот согласный звук [п]? (Он твёрдый согласный звук, так как за ним следует гласная [о].)

Вторая картинка. Что делала Поля? (Поля пила сок.)

Проводится работа по выделению звука [п'].

— Какой это звук? (Данный звук [п'] мягкий согласный, так как за ним идёт гласный [п]).

Третья картинка. Что делала Поля? (Поля пела песни.)

— Объясните, где вы слышите звук [п]. (Звук [п] и в первом слове, и во втором слове мягкий согласный, так как за ним следуют буквы е.)

Четвёртая картинка. Что делала Поля? (Поля спала.)

Объясните, в какой части слова вы слышите новый звук? Какой он? Какой это звук? (Мы слышим твёрдые согласные звуки [п]. Вместе с гласными звуками он образует слог-слияние.)

Почему вы думаете, что это согласные звуки? Объясните. (Эти звуки произносятся с препятствиями. Плотно сжимаются губы, они задерживают воздух во рту, а затем воздух с силой размыкает губы и вырывается наружу. Так произносятся согласные звуки [п] и [п'].)

Почему мы с разной силой сжимаем губы, когда произносим новые звуки в разных словах — Поля и пела? (Когда произносим твёрдый звук [п], мы свободно, легко сжимаем губы. Когда же произносим мягкий согласный [п'], мы стараемся очень крепко сжать губы и с силой их разомкнуть.)

Что ещё мы стараемся узнать о согласных звуках? (Звонкие они или глухие.)

Все вместе поставим руки к шее и произнесём звук [п]. Что слышите? (Этот звук глухой, так как он не даёт вибрации голоса. Горлышко совсем спокойно и не дрожит).

Какой буквой мы обозначим звуки [п], [п'] на письме? (Буквами П, п.)

Дети находят в кассе буквы П, п.

— Послушайте, на что похожа буква п.

Влез на букву озорник:

Он решил, что П — турник.

(Е. Тарлапан)


На хоккее, на футболе

Буква П — ворота в поле.

(В. Степанов)


Дома букву П найдём.

Заглянув в дверной проём.

(Т. Ванюхина)


Подходящие ворота!

Подходи, кому охота.

(Г. Виеру)

— Выучите любые стихи наизусть.

Обратите внимание на печатные буквы П, п (с. 79). Напечатайте буквы П и п в тетради для печатания. Прочитайте слоги с буквой п. Сначала прочтите слоги-слияния, в которых звук [п] читается твёрдо.

Дети читают пы, пу, по, па.

— Прочтите слоги Па-, пе-, по-, пы-. Какие слова, имена хотела я написать? (Паша, пенал, пыль...)

Прочитайте слова в столбиках на странице 79. Кто такой плотник?

Я зачитаю разъяснение смысла этого слова из словаря: «Плотник — рабочий, занимающийся простой обработкой лесных материалов, постройкой деревянных зданий и т. п.»

Рассмотрите иллюстрацию на странице 78. Кто это? (Это русский царь Пётр.)

На этой картине изображён сюжет из истории Российского государства трёхсотлетней давности. Этого русского царя звали Пётр Первый. При Петре Первом Российское государство процветало. Пётр воздвиг на реке Неве город Санкт-Петербург. Сам Пётр учился морскому делу, учился строить корабли, чтобы иметь в России крепкий морской флот. Он не стыдился постигать любое мастерство у простых людей. Искусно умел работать топором и пилой и сам строил корабли. Он приглашал из-за границы лучших мастеров, учился у них сам и учил своих подданных самому различному мастерству. Он посылал молодых людей учиться за границу самым разным ремёслам. Он хотел, чтобы Россия стала просвещённой, могучей державой.

Найдите на иллюстрации слова, в которых слышен звук [п]. (Пётр Первый, плотник, пила, парус, парик, топор, шляпа, платок.)

Дети называют слова, говорят, в каком слоге они слышат звук [п], дают характеристику звуку.

— Теперь подведём итог. Расскажите всё, что вы знаете о букве п. (Буква п обозначает глухой согласный звук [л]. Звук [л] может быть твёрдым и мягким. Если за буквой п идут гласные еи и, то звук [п] читается мягко. Если за буквой п идут буквы о, а, у, ы, то звук [п] читается твёрдо.)

Напечатайте слово топор. Что обозначает это слово? (Это орудие труда.)

Теперь запишите все буквы этого слова справа налево. Что получилось? (Ропот.)

Что означает это слово? Читаем в словаре Ожегова. (Ропот — недовольство, выраженное негромкой речью, в неясной форме.)

— Какие звуки в этих словах? (Топор — [п] — твёрдый; ропот [п] — твёрдый.)

Прочитайте четверостишие А. С. Пушкина на странице 78. 0 каком городе говорится в стихотворении? (Град Петров, Петроград, Петербург — это город Санкт-Петербург.)

Как А. С. Пушкин говорит об этом городе? Какие чувства он вкладывает в свои слова? (Он желает городу расти, цвести и процветать. Город Петра должен был защищать Россию с моря.)

Читаем все четыре пословицы на странице 79 и объясняем их смысл: Хороший плотник и в поле работник. (Хороший плотник строит хорошие дома и приносит человеку счастье, тепло, добро. Хороший работник — он и хороший труженик в поле, на заводе, всюду.)

При хорошем плотнике, у плохого руки трясутся. (Плохой плотник — это плохой неумелый работник. Когда он видит хорошего умелого человека, хорошего работника, он трусит.)

Плотника (человека) не шуба греет, а топор. (Плотник — рабочий человек, он трудится с помощью топора, который требует от него много сил, старания и упорства, поэтому человеку не холодно даже в лютый мороз.)

Прочтите самостоятельно текст «Скоро конкурс» на странице 80. Что такое конкурс? Рассмотрите картинки и составьте к ним предложение. Составьте схемы предложения. Правильно произносите звуки [п] и [п']. Напечатайте любое предложение.

Пони пила во*у. Полина и Павел пели песни.

— Проверьте предложения. Правильно произносите звуки [п] и [п']. Расскажите всё, что вы знаете о букве п.

Дети делают вывод о буквах П и п и звуках [п] и [п'].


4. Рефлексия учебной деятельности

— В каком ряду на ленте букв будет стоять буква л? Объясните, почему. (Мы поставим букву п во второй ряд, так как она обозначает согласный глухой звук.)