Звуки в окружающем мире. Звуки в речи

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки в окружающем мире. Звуки в речи

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся различать и произносить звуки в окружающем нас мире;

• научатся правильной артикуляции и произношению звуков человеческой речи;

• узнают, что слова строятся из звуков человеческой речи;

• научатся распознавать звуки в словах на слух; различать звуки гласные и согласные;

• определять ударные и безударные гласные звуки в слове;

• разовьют внимание и память.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Мы уже много знаем о слове. Но сегодня мы будем слушать звучание слов и окружающих нас звуков.


2. Мотивация учебной деятельности

— Рассмотрите картинки на доске: сова, волк, лось, заяц, сорока. К какому предмету подходит схема-загадка: ? (Сова.)

На какие группы можно разделить эти картинки? Где можно встретить каждого из этих персонажей? Разделите каждое слово на слоги, поставьте ударение, запишите схемы. Сравните полученные схемы со схемой-загадкой, изображённой на доске.

Что вы можете рассказать о сове? Вспомните, в каких рассказах, сказках, мультфильмах мы встречали сову?

Не случайно в телевизионной игре «Что? Где? Когда?» победителям вручают приз «Хрустальная сова». Она самая мудрая, даёт полезные советы всем, кто к ней обращается.

Проверим, насколько мы с вами мудрые и догадливые. За каждый правильный ответ вы будете получать карточку с совой.

Определите на слух, не записывая схем, количество слогов в слове, ударный слог и скажите, какое слово подходит к данной схеме.

На доске вывешиваются картинки с изображениями пчелы, мухи, комара и змеи. Дети определяют, соответствуют ли они схеме-отгадке Победителям вручают «Мудрую сову».

— Произнесите звуки, которые издают: комар (з-з), стрекоза (с-с), филин (ух-ух), жук (у-у), девочка-плакса (а-а), когда болит зуб (о-о), старый дедушка (эх-эх), змея (ш-ш).

Паровозик из Ромашково отходит от перрона (ту-ту-уу), старинные часы (динь-дон), пилят бревно (дзинь-дзинь).


3. Работа по теме урока

— Рассмотрите рисунки (с. 13). Кто из вас узнал героя? (Пчёлы, медвежонок.)

Что произошло с мишкой? Почему он потревожил лесных пчёл? (Он хотел достать мёд.)

Как жужжат пчёлы? (ж-ж-ж)

Кого одолели комары? Как они звенели? (з-з-з)

Что произошло с шариком? Какой звук он издавал? (ш-ш-ш)

Что происходит на последней иллюстрации? Кому принадлежит миска с вкусными косточками? Что делает ворона рядом с миской? Как относится к этому собака? Какой звук издаёт собака? (Р-р-р-р-р. Этот звук мы называем рычанием. В окружающем нас мире можно услышать много различных звуков: скрип двери (кр-р-р), стук в дверь (тук-тук), дождь бьёт в стекло (бум-бум), скрипит снег под ногами (скри-скри), завывает ветер (у-у-у), мышка пищит (пи-пи), шуршат листья (шур-шур), кудахчут куры (ко-ко-ко).)

Какие ещё можно услышать звуки вокруг?


Справка для учителя

Мы предлагаем учителям ещё раз обратиться к работам П. С. Жедек. «Первоначальное ознакомление учащихся со звуками человеческой речи» — так называется глава из Методики обучения фонетике и орфоэпии, в которой автор предлагает сначала учителю напомнить первоклассникам, что всё, что нас окружает, из чего-то сделано: стол — из дерева, дом — из кирпича и бетона и т. п. Из какого материала сделаны слова?

Напоминаем, «что слова, «сделанные» из букв (по мнению детей) — неверный ответ, так как из букв состоят только написанные слова». Чтобы все дети поняли, о чём идёт речь, необходимо продолжить разговор и показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи.

Не из всех звуков можно построить слова. Слово можно построить только из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки». Учащиеся наблюдают, как при произнесении разных звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т. п.

Заметим, что ни один из разделов программы не предоставляет таких богатых возможностей для применения игровых методов, как фонетика. Это отметил ещё А. М. Пешковский, известный русский лингвист и методист. Он писал: «Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике, и поэтому ничто так не пригодно для начального обучения, как она. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой лёгкостью в серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике».


Учитель просит детей называть отдельные звуки, а потом составлять из них слова. Звуки человеческой речи — строительный материал языка.

П. С. Жедек пишет: «Конечно, одного такого занятия мало, чтобы ребёнок мог осознать до конца существование языковой действительности языка, но оно послужит необходимой отправной точкой для занятий по формированию фонетических знаний и умений. Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике — формирование способов звукового анализа. Способ вычленения звука из слова обоснован и подробно описан Д. Б. Элькониным».

Когда ребёнок осваивает речь, он вначале учится отличать речевые звуки от всех других звуков, а затем начинает запоминать признаки звуков, благодаря которым различает слова и формы слов, то есть овладевает системой фонем родного языка. Фонемы русского языка образуют две большие группы звуков — гласные и согласные. Поэтому необходимо познакомить детей с неречевыми и речевыми звуками.

— Мы приготовили шапочки с изображением двух собачек, кошек, курицы и петушка, двух рыбок. Наденьте шапочки и ведите беседу на «курином», «собачьем», «кошачьем», «рыбьем» языках. Изобразите звуками «разговор» этих животных. Что вы поняли из разговора героев? (Не можем понять, о чём «говорят» животные, не знаем языка.)

Два ученика рассказали, что они делали вчера. Почему вы поняли то, что они говорили? (Мы понимаем, так как говорим на одном языке.)

Давайте разыграем ситуацию, когда встретились русский и англичанин или...

Малышам трудно говорить на английском языке. Но можно говорить на языках других национальностей.

Поняли ли вы, о чём говорили дети, используя для беседы каждый свой язык? (Нет.)

Каждый звук человеческой речи мы будем изображать карточкой Это схема одного звука.

У каждого ребёнка на парте лежат белые квадратики — схемы звуков. Учитель произносит поочерёдно звуки.

[м] (дети кладут на парту белый квадратик)

[а] (дети кладут на парту белый квадратик)

[м] (аналогичная работа)

[а] (аналогичная работа)

— Сколько звуков мы произнесли? Назовите их. Какое слово мы услышали, произнося эти звуки друг за другом? Какой первый звук мы произнесли? ([м])

Второй? Третий? Четвёртый?

Дети называют звуки слова мама, поднимая карточки.

— Сколько звуков мы произнесли? Что обозначает это слово? (Мама — самый близкий наш человек.)

Теперь я произнесу звук, вы показываете схему и выкладываете её на парте: уд». (2 белых квадратика.)

Произнесите первый звук. Второй. Заметили ли вы разницу в произношении этих звуков? Какую? (Один звук тянется. Произносится легко, свободно, голосом — хорошо слышится. Другой произносится кратко, с трудом, мешают губы, зубы или язык.)

Послушайте, я произнесу ещё несколько звуков, которые также легко произносятся: [о, о, у, ы, и, э].

Дети произносят 6 гласных звуков за учителем.

— Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 14). Какие звуки вы услышали в этом дворе?

Дополните предложение на с. 14.

Рассмотрите рисунки и схемы (с. 14). Назовите звуки в словах. Какие звуки хорошо тянутся голосом? Какие нет?


4. Рефлексия учебной деятельности

— Чему мы научились сегодня на уроке? Докажите это на схемах внизу на с. 14.

Все ли звуки одинаково произносятся? Какие из них можно петь голосом?