Буквы о-a в корне -раст — -рос

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Буквы о-a в корне -раст — -рос

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написаны три предложения:

Сияет свет звезды.

Ученик проверил изложение.

Путешественники обошли заросли растений.

Учитель. Прочитайте предложения вслух. Напишите их.

Найдите в этих предложениях общее. При ответе соблюдайте порядок рассуждений.

Все предложения простые, так как в каждом имеется по одной грамматической основе.

Все предложения повествовательные: они произносятся с ровной, спокойной интонацией.

Все предложения распространенные, потому что в них, кроме главных членов, есть второстепенные.

Все второстепенные члены являются дополнениями.

Учитель. Выделите корни в словах, являющихся в этих предложениях дополнениями.

В слове звезды корень -звезд. В слове изложение корень -лож. В слове заросли, корень -рос. В слове растений корень -раст.

Учитель. Скажите, что такое корень.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Назовите известные вам орфограммы в корнях данных слов. Объясните их написание. Установите, с написанием каких главных и в каких корнях мы не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

В слове звезды имеется проверяемая безударная гласная е в корне звезд. Проверочное слово звёзды. В корне -лож слова изложение есть чередующаяся безударная гласная о, так как после корня нет суффикса а. С правописанием гласных о-a в корне -раст — -рос мы не знакомились. Значит, тема сегодняшнего урока — «Буквы о-a в корне -раст — -рос».

Учитель пишет на доске тему урока.

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске.

1) Познакомиться с ...;

2) учиться ....

Цель урока: познакомиться с правописанием гласных о-а в корне -раст — -рос: учиться писать слова с этим корнем.


3. Изучение нового материала

На доске — таблица:


раСТи

выраЩенный

выроСла

Исключения

раСТение


зароСли

росток




отрасль




Ростов


Учитель. Прочитайте слова, написанные в первых трех столбиках таблицы.

Выделите в словах корень, поставьте ударение.

Скажите, перед какими буквами в корне -раст - -рос пишется безударная гласная а, а перед какими — о.

В корне -раст — -рос перед cт, щ пишется безударная гласная а. Перед с пишется безударная гласная о.

Учитель. Какие слова являются исключениями?

Исключениями являются слова росток, отрасль, Ростов.

Учитель. Сформулируйте правило о правописании безударных гласных о—а в корне -раст — -рос.

В корне -раст — -рос перед cт, щ пишется безударная гласная а, перед с пишется безударная гласная о. Исключениями являются слова росток, отрасль, Ростов.

Учитель. Прочитайте новое правило в учебнике. Сравните его с нашей формулировкой.

Расскажите правило о правописании безударных гласных о-a в корне -раст — -рос. Приведите свои примеры.


4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

растительный мир удивлённый взгляд

комнатные р...стения дождливая погода

удивлённый взгляд тяжёлая работа

беречь р...сток варёный картофель

Учитель. Внимательно прочитайте словосочетания в левом и правом столбиках. Выпишите из левого столбика те словосочетания, которых нет в правом столбике.

Учащиеся выписывают словосочетания растительный мир, комнатные растения, беречь росток.

Учитель. Исключите одно словосочетание по нескольким признакам одновременно.

Можно исключить словосочетание беречь росток. Оно состоит из глагола и существительного, а остальные словосочетания — из существительного и прилагательного. В корне слова росток пишется гласная о, так как это исключение. В корне -раст слов растительный и растения пишется гласная а. Она стоит перед ст.

Учитель. Расскажите правило о правописании гласных о а в корне -раст — -рос.

Назовите слова из упражнения с такой же характеристикой согласных, как в слове мир.

Это слова удивленный, вареный. В них, как и в слове мир, все согласные звонкие.


Упражнение 2

1) любит растения, ...

2) уютно расположиться, ...

3) молодой месяц, ...

Слова для справок: золотые руки, рубит заросли, полосатые брюки, видит росток, тихо излагать, смело предположить.

Учитель. Внимательно прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему свое задание.

Надо продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок.

Учитель. По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?

Словосочетания надо подбирать по двум признакам: по составу словосочетания и имеющейся в корнях слов орфограмме.

Учитель. Какие словосочетания можно включить в первый ряд?

В первый ряд можно включить следующие словосочетание: рубит заросли, видит росток. Они состоят из глагола и существительного. В одном слове каждого словосочетания имеется безударная гласная в корне -раст — -рос. В слове заросли пишется безударная гласная о. Она находится перед с. В слове росток перед cт пишется гласная о. Это исключение.

Учитель. Напишите первый ряд словосочетаний. Далее работу выполняйте самостоятельно.

После того как задание выполнено и проверено повторяется изучаемое на уроке правило.

Учитель. Назовите из упражнения слова, состав которых соответствует схеме

image36


Упражнение 3

1. Около этого р...стения не бывает инея. К...прей выделяет т...плоту.

2. Б...реза в тундре не может выр...сти б...льшой. В тундре суровая з...ма.

3. Земл...ника часто р...стет около п...ньков. Земляника любит вырубки сосен или елей.

Учитель. Прочитайте пары предложений. Определите, какое предложение в каждой паре обозначает причину, а какое — следствие того о чем в них говорится. Напишите предложения в следующем порядке: сначала — причина, затем — следствие. Избегайте повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте составленные пары предложений.

Кипрей выделяет теплоту. Около этого растения не бывает инея.

В тундре суровая зима. Береза в этих краях не может вырасти большой.

Земляника любит вырубки сосен или елей. Она часто растет около пеньков.

Учитель. Расскажите о написании слов с пропущенными буквами, сгруппировав их по орфограммам. Какие слово можно включить в первую группу?

В первую группу можно включить слова растения, вырасти, растет. В них пишется безударная гласная а в корне -раст, потому что она стоит перед ст.

Учитель. Назовите слова второй группы.

Во вторую группу входят слова теплоту, большой, зима, пеньков. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. В слове теплоту безударная гласная е, проверочное слово теплый. В слове большой безударная гласная о, проверочное слово больше. В слове зима безударная гласная и, проверочное слово зимы. В слове пеньков безударная гласная е, проверочное слово пень.

Учитель. Назовите третью пару слов.

Третья группа слов: кипрей, береза, земляника. Это слова с непроверяемой безударной гласной. В слове кипрей гласная и, в слове береза — первая е, в слове земляника — гласная я.

Учитель. Назовите слова из упражнения, в которых звуков меньше, чем букв.

Большой, пеньков.


5. Итог урока

Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Мы познакомились с правилом написания безударных гласных о-a в корне -раст — -рос.

Учитель. Расскажите это правило.

Ответы детей.

Дается задание на дом. Оценивается работа учащихся.