Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написаны слова:

гр...за, сум...рки, цв...ток, с...нева, т...мнота, б...лизна.

Учитель. Напишите слона и алфавитном порядке. Скажите, что в них общего.

Эти слова — имена существительные.

Во всех словах есть проверяемая безударная гласная.

Учитель. Расскажите об их написании.

Скажите, что такое имя существительное, и назовите его грамматические признаки.

Выделите те имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Это имена существительные сумерки, чернила.

Учитель. Назовите остальные имена существительные и скажите, в каком числе они стоят.

Имена существительные гроза, цветок, синева, темнота, белизна стоят в единственном числе.

Учитель. Образуйте от этих имен существительных форму множественного числа.

Назовите имена существительные, от которых вы смогли образовать форму множественного числа.

Гроза — грозы, цветок - цветки.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Подумайте, почему вы не смогли образовать форму множественного числа от существительных синева, темнота, белизна, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слова синева, темнота, белизна имеют форму только единственного числа. Значит, тема сегодняшнего урока — «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Учитель пишет на доске тему урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) Познакомиться с ...;

2) учиться находить и правильно использовать ....

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только единственного числа: учиться находить и правильно использовать имена существительные. которые имеют форму только единственно го числа.


3. Изучение нового материала

На доске написано предложение:

Нас не оставляют равнодушными вопросы о честностях и трудолюбиях.

Учитель. Прочитав предложение. Что вы в нем замелели?

В этом предложении некоторые имена существительные употреблены в неправильной форме.

Учитель. Какие имена существительные употреблены в неправильной форме? В чем ошибка?

Имена существительные честностях и трудолюбиях употреблены в форме множественного числа, a их надо поставить в форме единственного числа.

Учитель. Почему эти существительные нельзя оставить в форме множественного числа?

Эти существительные имеют форму только единственного числа.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Например, темнота, шепот, листва и др.

Учитель. Прочитаете имена существительные, и назови те, которые имеют форму только единственного числа.

Каучук, школа, фарфор, цемент, мороз, свекла, силос, щавель хлопок, зима.

Выясняются значение новых для учащихся слов и их правильное произношение.


4. Закрепление изученною материала

Упражнение 1

1) Студенч...ство, уч...тельство ...;

2) к...росин, м...л...ко ...;

3) т...мнота, с...нева ...;

4) дружба, любо...ь ... .

Слова для справок: б...нзин, кр...стьянство, смелость, м...л...дежь, лень, б...лизна, ж...лезо, ярость, злоба, тьма, уд...вление, мрак, потемки.

Учитель. Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание.

Надо продолжить ряды слов, вставить пропущенные буквы.

Учитель. Назовите признак, по которому можно продолжить рады слов.

Эти ряды можно продолжить по значению. Первый ряд — слова, обозначающие названия групп людей, второй — название веществ, третий — названия качеств, четвертый — название чувств.

Учитель. Что есть общего во всех словах упражнения?

Все они — имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Учитель. Какие имена существительные можно выделить в упражнении?

Можно выделить существительное потемки. В нем есть приставка, в остальных ее нет.

Можно выделить слово лень. Только в нем все согласные мягкие.

Учитель. Назовите синонимы к слову тьма.


Упражнение 2

Громкий шёпот

слепая ненависть

огромный размах

тихий шорох

красивая природа

былое величие

прекрасная погода

редкая обязательность

сильная любовь

Учитель. Прочитайте словосочетания и постарайтесь их запомнить.

Через одну-две минуты вторая часть словосочетаний закрывается.

Учитель. Напишите по памяти вторые слова словосочетаний, предварительно исключив из них лишнее. Подчеркните орфограммы.

Какое слово вы исключили и почему?

Мы исключили слово шорох. Оно употребляется в форме единственного и множественного числа, а остальные слова — только в форме единственного числа.

Учитель. Проанализируйте написанные слова и сформулируйте к ним задания, подобные тем, которые вам были даны после первого упражнения.

Выделите слово, в котором все согласные глухие.

Шепот

Учитель. Назовите слова — антонимы.

Ненависть — любовь.


Упражнение 3

Валерий Павлович Чкалов обладал ярчайшими качествами: решительной напористостью, безудержной храбростью, мгновенной реакцией в самых трудных ситуациях. Иногда он отступал от строгих летных правил, но со свойственной ему прямотой и честностью признавался, что делал это только для победы в воздушном поединке. Чкалов был виртуозом высшего пилотажа. Многие его приемы, маневры, фигуры широко использовались нашими летчиками во время Великой Отечественной войны, помогали им одерживать победы.

Учитель. Продолжим наш разговор об именах существительных, которые имеют форму только единственного числа, и о лучших человеческих качествах. То и другое вы найдете в тексте о легендарном летчике времен Великой Отечественной войны Валерии Павловиче Чкалове. Внимательно прочитайте текст и сформулируйте к нему свое задание. Не забывайте при этом о теме урока.

Какими качествами обладал Валерий Павлович Чкалов?

Кто такой виртуоз?

Виртуоз — это человек, который в совершенстве владеет каким-либо делом.

Учитель. Расскажите о написании этого слова.

В слове виртуоз три слога. Третий слог ударный. В первом слоге есть безударная гласная и, которую надо запомнить. Слово заканчивается на парную согласную з, которая на конце слова оглушается. Проверочное слово виртуозы.

Учитель. Какое задание вы можете предложить к тексту?

Можно разделить текст на части по двум признакам одновременно: по смыслу и наличию в нем существительных, которые имеют форму только единственного числа.

Учитель. Прочитайте первую часть текста и расскажите о признаках, по которым вы ее выделили.

Прочитайте вторую часть текста и обоснуйте свой ответ.

Напишите ту часть текста, в каждом предложении которой есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Выделите их. Подчеркните орфограммы.


5. Итог урока

Учитель. О каких именах существительных мы говорили сегодня на уроке?

Мы говорили об именах существительных, которые имеют форму только единственного числа.

Учитель. Назовите как можно больше имен существительных, которые имеют форму только единственного числа, из числа прозвучавших сегодня на уроке. В первую очередь называйте те, которые обозначают лучшие качества человека.

Ответы учеников.

Дается задание на дом. Оценивается работа детей на уроке.