Именительный и винительный падежи имён прилагательных

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Именительный и винительный падежи имён прилагательных

Урок № 102


Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить выделять падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа в именительном и винительном падежах;

• учить обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах;

• учить составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять падежные окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах;

• обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода;

• проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• обобщать, делать выводы на основе анализа схем;

• строить монологическое высказывание;

• обосновывать своё мнение;

• выслушивать и оценивать мнение одноклассников;

• оценивать результаты своей работы.

Личностные:

• осознавать ценность и значимость своей страны — России.

Межпредметные связи: чтение (работа над текстом — определение темы и главной мысли).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает выполнить упр. 40 в рабочей тетради.

• Нацеливает на выделение темы урока, постановку учебной задачи.

• Читают и выполняют задание.

• Определяют тему урока, опираясь на выполненное задание. Ставят учебную задачу — учиться выделять и писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 60 в учебнике.

• Читают и выполняют задание самостоятельно. Комментируют действия для определения падежа имён прилагательных. Проверяют и объясняют написание пропущенных падежных окончаний имён прилагательных.

Организация познавательной деятельности

• Организует наблюдение за именами прилагательными женского рода в форме именительного и винительного падежей по схемам, представленным в упр. 61 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 62 в учебнике.

• Вовлекает учащихся в беседу о красоте России.

• Предлагает выполнить задание к упр. 63 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 64 в учебнике.

• Предлагает познакомиться с домашним заданием — упр. 42 в рабочей тетради.

• Рассматривают и анализируют предложенные схемы, определяют падеж имён прилагательных по данным признакам. Составляют и записывают словосочетания с именами прилагательными женского рода в данных падежах.

• Читают задание. Определяют главную мысль поэтических строк.

• Высказывают суждения о ценности родины, о красоте России, о чувстве гордости за историю своей родной земли. Списывают предложения, вставляя пропущенные буквы. При проверке и самооценке объясняют написание слов с изученными орфограммами.

• Читают задание. Планируют порядок действий по выполнению. Работают самостоятельно. По окончании работы объясняют, каким способом проверяли написание падежных окончаний имён прилагательных. Проводят самопроверку и самооценку. Называют причины различия окончаний имён прилагательных в винительном падеже. Выделяют окончания имён прилагательных женского рода.

• Читают предложенные словосочетания. Высказывают суждения о выразительности имён прилагательных. Составляют предложения с данными словосочетаниями. Доказывают правильность выполнения задания.

• Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает уточнить учебную задачу, оценить, смогли ли решить её на уроке, обосновать своё мнение.

• Называют учебную задачу, уточняют, чему учились на уроке, какой материал повторили или что нового узнали, обсуждают возникшие при выполнении заданий затруднения.

Дополнительный материал: списать текст, употребив имена прилагательные в нужной форме. Определить падеж, выделить окончания.

Заботливая белочка.

Много хлопот белочке в (летняя) пору. Просыпается она с (румяная, утренняя) зарёю и до (поздняя) ночи работает: то тащит она (вкусная) земляничку, то (жёлтая) шишку, то сушит (белая) ножку от гриба, то (сочная) малинку заготавливает, то жёлуди собирает, то орехи.

В (холодная, скучная) осень сидит белочка в дупле старой сосны и орешки грызёт.

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 41 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить текст на тему «Россия — наша Родина».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения