Склонение имён прилагательных во множественном числе

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Урок № 108


Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить выделять окончания имён прилагательных во множественном числе;

• учить изменять по падежам имена прилагательные во множественном числе;

• учить составлять устный текст, делиться впечатлениями от увиденной картины.

Планируемые результаты

Предметные:

• выделять и сравнивать безударные падежные окончания имён прилагательных во множественном числе;

• склонять имена прилагательные множественного числа;

• определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа;

• находить словосочетания с именами прилагательными во множественном числе;

• составлять устный текст.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• анализировать и использовать информацию, представленную и таблице;

• находить и уточнять информацию в учебнике;

• вести диалог для решения поставленных задач;

• высказывать свою точку зрения;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих при разных формах работы.

Личностные:

• проявлять уважение к истории и культурным традициям своей страны;

• познавать окружающий мир, историю своего народа через произведения искусства.

Межпредметные связи: чтение (составление текста по картине).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает обратиться к с. 4 в учебнике, проанализировать, чему планировали учиться, чему научились, каких знаний и умений ещё недостаточно.

• Нацеливает на определение темы, учебной задачи.

• Читают планируемые результаты. Оценивают, что уже узнали, выявляют недостаточность знаний по некоторым темам, планируют, чему нужно учиться.

• Находят в учебнике с. 38, читают название темы, ставят учебную задачу — учиться называть и грамотно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает выполнить задание — подобрать имена прилагательные в форме множественного числа к данным именам существительным, назвать словосочетания.

Флаги, паруса, шлемы, гости, лодки, товары, волны, чайки, холмы.

• Просит предположить, какова может быть тема текста, в который войдут эти словосочетания.

• Предлагают варианты словосочетаний. Отмечают наиболее удачные. Доказывают, что имена прилагательные стоят в форме множественного числа.

• Предполагают и называют тему текста.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для работы с таблицей по заданию к упр. 80 учебника. Просит уточнить, как изменяются имена прилагательные во множественном числе.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 81 в учебнике.

• Задаёт проблемный вопрос: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

• Предлагает выполнить задание к упр. 82 в учебнике, уточнить, как определить падеж имени прилагательного во множественном числе.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 83 в учебнике. Предлагает по окончании организовать взаимопроверку в парах.

• Предлагает рассмотреть в учебнике репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости», высказать свои впечатления.

• Предлагает узнать о художнике, создавшем картину, прочитав текст в упр. 84 учебника, рассказать, что узнали.

• Создаёт условия для составления устного текста по картине с опорой на задание к упр. 85 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 51 в рабочей тетради.

• Рассматривают таблицу. Составляют сообщение по теме урока, опираясь на вопросы к упражнению. Делают вывод о том, что имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам.

• Читают задание. Выполняют самостоятельно. Проверяют себя по таблице к упр. 80. Объясняют различие в окончаниях имён прилагательных винительного падежа тем, что имена прилагательные относятся к одушевлённым и неодушевлённым именам существительным.

• Высказывают предположения.

• Читают и выполняют задание по определению названия, поиску синонимов. Проверяют способ определения падежа имени прилагательного по падежу имени существительного. Комментируют свои действия. Проверяют себя по с. 39 в учебнике.

• Читают задание. Планируют действия по выполнению. По окончании работы проводят взаимопроверку в парах. Доказывают правильность выполнения задания.

• Рассматривают картину, делятся впечатлениями.

• Читают текст. Находят нужную информацию. Высказывают своё мнение о творчестве художника.

• Читают текст, находят ответы на вопросы, составляют свои устные тексты, делятся впечатлениями от картины, используя словосочетания, составленные в начале урока, а также словосочетания из упр. 84.

Представляют тексты в классе. Выслушивают друг друга. Выражают согласие или несогласие с высказанными впечатлениями. Дополняют друг друга.

• Читают задание. При необходимости уточняют информацию.

Подведение итогов

• Предлагает составить сообщение, которое помогло бы убедить одноклассников в необходимости изучения темы урока. (Возможны сообщения в юмористической форме, от лица разных персонажей, от представителей разных эпох, людей разных профессий и т. д.)

• Готовят сообщение и представляют одноклассникам.

Дополнительный материал: портрет Н. К. Рериха, репродукции картин похожей тематики других художников.

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 50 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: найти другие картины Н. К. Рериха, поделиться впечатлениями об увиденном.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения