Словосочетание

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Словосочетание

Урок № 11


Тема: Словосочетание.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• формировать умение выделять в предложении словосочетание;

• развивать умение определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопросов;

• способствовать развитию умения выборочно передавать содержание исходного текста.

Планируемые результаты

Предметные:

• сравнивать предложение, словосочетание и слово;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании;

• выделять словосочетания в предложении;

• выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу;

• планировать деятельность в соответствии с задачей урока;

• осуществлять промежуточный контроль:

• проводить взаимопроверку с опорой на памятку;

• составлять сообщение по изучаемой теме.

Личностные:

• испытывать чувства эмоционально-нравственной отзывчивости при чтении текста.

Межпредметные связи: чтение (выборочный пересказ).

Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает найти в учебнике с. 22—24, прочитать тему урока, ответить на вопрос, записанный в заголовке, определить учебную задачу.

• Читают название темы, обобщают известные им сведения о местоимении, дополняют и корректируют ответы одноклассников, определяют учебную задачу — учиться находить словосочетания, выделять их из предложения.

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 28 в учебнике.

• Предлагает прочитать информацию в учебнике на с. 22.

• Читают задание самостоятельно. Списывают текст, выделяют грамматическую основу предложений. Выписывают словосочетания, комментируя свои действия.

• Читают дополнительную информацию о наличии в словосочетании главного и зависимого слова.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает самостоятельно выполнить упр. 32 в рабочей тетради.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 29 в учебнике. Обращает внимание на то, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по упр. 30 в учебнике.

• Предлагает подвести промежуточные итоги: обобщить сведения о словосочетании, назвать отличия предложения, словосочетания и слова, рассказать об установлении связи слов в словосочетании при помощи смысловых вопросов.

• Создаёт условия для выполнения самостоятельной работы по выбору. Базовый уровень. Упр. 33 или 34 в рабочей тетради.

Повышенный уровень. Составить из данных слов два словосочетания и два предложения.

Тёплый, ласкает, деревьев, верхушки, ветер, (по) тропинке, хлопотливые, бегают, (в) лесу, муравьи.

• Предлагает выполнить задание к упр. 31 в учебнике — выборочно передать содержание исходного текста повествовательного характера.

• Предлагает рассмотреть задания для домашней работы — упр. 35, 36 в рабочей тетради.

• Читают задание. Планируют последовательность действий. По окончании работы в парах проводят взаимопроверку и взаимооценку.

• Читают задание. Комментируют написание пропущенных букв. Самостоятельно находят грамматические основы предложений, выписывают словосочетания. Выполняют разбор любого предложения по членам предложения в парах: один ученик объясняет свои действия при разборе, второй следит по памятке за правильной последовательностью действий.

• Читают словосочетания, данные в упражнении. Делают вывод о том, какие слова будут являться главными членами предложения — подлежащим и сказуемым, а какие — второстепенными. Составляют и читают предложение.

• Представляют небольшие сообщения. Дополняют ответы друг друга. Анализируют свои достижения по изучаемой теме.

• Выбирают задание для самостоятельной работы в зависимости от уровня усвоения учебного материала. Выполняют задание. Проводят самооценку.

• Читают текст. Определяют тип текста, тему, главную мысль, подбирают заголовок. Читают вопросы, находят ответы в тексте. Составляют предложения, связанные по смыслу. Пересказывают вслух. Выслушивают и корректируют ответы одноклассников. Вносят поправки. Повторно проговаривают текст. Записывают. Проводят самопроверку: определяют правильность написания слов, соответствие данного текста теме и главной мысли, связность частей между собой, понятность текста.

• Читают задания к упражнениям. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает вернуться к вопросу, поставленному в начале урока: Что такое словосочетание?

• Обобщают сведения о словосочетании, уточняют, какие задания выполняли, чему учились, выделяют задания, которые вызвали затруднения, определяют причины затруднений.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (выборочные диктанты, с. 107, задание 2).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание «Проверь себя» на с. 24 в учебнике.

Дополнительные творческие задания: составить три задания для одноклассников по теме «Словосочетание».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения