Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных

Урок № 47


Тема: Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• знакомить со склонением имён существительных;

• учить определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению;

• развивать умение подбирать примеры имён существительных 1-го склонения.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению;

• подбирать примеры имён существительных 1-го склонения;

• изменять форму имён существительных при составлении предложений.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• прогнозировать результаты усвоения материала раздела;

• составлять план сообщения;

• отбирать информацию для сообщения, составлять и представлять сообщение.

Личностные:

• осознавать важность изучения русского языка, темы урока.

Межпредметные связи: чтение (работа над текстом).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает рассмотреть с. 89 в учебнике, определить, какой материал из данного раздела уже вспомнили, чему предстоит учиться.

• Просит найти тему урока, поставить учебную задачу.

• Читают планируемые результаты изучения раздела, предполагают дальнейшую деятельность.

• Находят на с. 89 в учебнике название темы, формулируют учебную задачу — узнать, как определить тип склонения имени существительного, учиться находить имена существительные 1-го склонения.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает составить сообщение об имени существительном по плану. Предоставляет возможность выбрать форму работы — индивидуально, в парах, в группах.

• Выбирают форму работы. Составляют план сообщения. Отбирают информацию. Представляют сообщения одноклассникам. Оценивают ответы.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать с. 89 в учебнике и ответить на проблемный вопрос: Как определить склонение имени существительного?

• Организует исследование по заданию к упр. 153 в учебнике.

• Предлагает продолжить наблюдение за именами существительными 1-го склонения по заданию к упр. 154 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 155 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся в парах по заданию к упр. 156 в учебнике.

• Организует самостоятельную работу учащихся в парах по заданию к упр. 157 в учебнике.

• В классах со средним и высоким уровнем обученности предлагает самостоятельно выполнить задание — составить и записать предложения. Указать падеж и склонение выделенных имён существительных.

В, белка, спала, своём, большой, гнёздышке, на, ветка, сосна.

Вдруг, огромная, шишка, обрушилась, с, ветка, дерева.

Шишка, на, прямо, и, её, упала, крыша, гнезда, продавила.

Бельчата, не, в, проснулись, постелька, своей, даже.

Не, пришлось, за них, волноваться, белка.

(По В. Бианки)

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 126 в рабочей тетради.

• Читают. Высказывают предположения. Выявляют возникшее затруднение.

• Выполняют задание — склоняют каждую группу имён существительных, делают вывод о том, как распределяются имена существительные по склонениям. Соотносят сделанный вывод с выводом в учебнике на с. 89. При необходимости дополняют или корректируют.

• Читают задание. Планируют порядок действий. Выполняют задание, находят сходство и различие имён существительных, определяют признаки имён существительных 1-го склонения.

• Читают задание. Уточняют признаки существительных, относящихся к 1-му склонению. Доказывают принадлежность данных существительных к 1-му склонению. Проговаривают правило о существительных 1-го склонения. Проверяют себя по учебнику на с. 90. Приводят примеры.

• Читают задание. Вспоминают признаки имён существительных 1-го склонения. В парах обсуждают, которое из слов в паре является существительным 1-го склонения. Обосновывают своё мнение. Представляют доказательства одноклассникам.

• Читают задание в парах. Обсуждают и выполняют. При проверке доказывают правильность своего выбора.

• Выполняют задание самостоятельно. При необходимости обращаются за помощью к одноклассникам.

• Знакомятся с заданием к упражнению. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает соотнести поставленную задачу и результаты урока, сделать выводы об успешности/неуспешности её решения.

• Анализируют результаты учебной деятельности. Выявляют достижения и сложности. Планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (объяснительные (предупредительные) диктанты, с. 128 («В тайге»).

Диагностика достижения планируемых результатов: выписать имена существительные 1-го склонения.

Зима, весна, лето, осень, час, минута, секунда, год, день, ночь, тетрадь, карандаш, тетрадка, книга, река, озеро, яблоня, сирень, берёза, липа, осина, клён, дуб, рябина, тополь.

Дополнительные творческие задания: составить задания для одноклассников, которые помогут им научиться определять имена существительные 1-го склонения.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения