СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

Русский язык поурочные разработки 4 класс

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

Цели: обеспечить усвоение учащимися особенностей склонения имен прилагательных, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными существительными; отработать навык определения падежа имени прилагательного.

Ход урока

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:

На Волге, на пристани, на аллее, на ели, в деревне, на площади, в книге, в тетради, на ослике, на лошади.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

– В каком падеже будут стоять прилагательные, согласованные с этими существительными? Подтвердите примерами.

II. Словарная лексическая работа.

Игра «Лишнее слово».

На доске записаны слова: красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.

Учащиеся должны исключить «лишнее» слово из строки и объяснить свой выбор. (Коралловый; коралл может быть и розовым, и белым.)

Для устойчивого запоминания написания этого слова учащиеся составляют предложение с этим словом, находят словосочетание прил. + сущ., определяют род, число, падеж прилагательного коралловый.

III. Формирование новых знаний.

1. Наблюдение за окончаниями прилагательных, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Выполнение упражнения 26 по заданию учебника.

Одновременно два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях по вариантам, затем делают вывод и сравнивают его со сведениями о языке в учебнике.

2. Мини-тест.

Задание: написать номер прилагательного, сочетающегося:

вариант I – с одушевленными существительными;

вариант II – с неодушевленными существительными.

1) О русском

2) Русский (II в.)

3) Русскому

4) Русским

5) Русского (I в.)

Коллективная проверка. Учащиеся объясняют свой выбор. (По вопросу.)

IV. Самостоятельная работа.

На доске записан текст.

Приключения зеленого листа

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа…

Ветер нес его и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу.

Лапой – хвать зеленый лист,

Дескать, поиграем.

«Не хочу», – парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок устал

И ко мне в тетрадь упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом.

Учитель выразительно читает стихотворение и просит учащихся определить падеж повторяющегося прилагательного (зеленый). Учащиеся выполняют работу самостоятельно, письменно.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что повторили?

– Какие навыки отработали?

Домашнее задание: упражнение 27, с. 163.