ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ Ь (МЯГКОГО ЗНАКА) - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ Ь (МЯГКОГО ЗНАКА) - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение сочинений «Если бы не было письменности...»

Открытие театральной мастерской. Занятие по теме «Как отвечает алфавит кошка (мышка, лошадка...)». Какие этюды приготовили?


2. Изучение темы «Обозначение мягкости согласных с помощью Ь».

2.1. Открытие темы.

Учитель. Произнесем Ь (мягкий знак). Не получается. Следовательно, в устной речи он не используется. Какую же функцию он выполняет на письме?

2.2. Выполним шуточное задание.

Вывод. Мы пишем Ь (мягкий знак) для того, чтобы указать на мягкость согласного, который стоит перед другим согласным или на конце слова.

2.3. Зачем указывать на мягкость согласного? Сравним: банка, банька, [н], [я’] — н, нь. В устной речи мягкость звука помогает различить слова, а на письме отличать одно слово от другого помогает Ь (мягкий знак).

Приведем другие примеры. Мол [л] — моль [л’]; кон [н] — конь [н']; пыл [л] — пыль [л’]; был [л] — быль [л’]; галка [л] — галька [л’]; полка [л] — полька [л’].


3. Изучение темы «Отсутствие Ь (мягкого знака) между согласными. Сочетание согласных букв с ч и щ».

3.1. Проблемный вопрос. Произнесем, запишем слова: мощный [щ’]; вечный [ч']; мрачный [ч']; мечта [ч’]. Слышим [щ’], [ч']. Почему не пишем Ь (мягкий знак)! Звуки [щ’], [ч’] всегда мягкие. Зачем же еще раз указывать на мягкость? Нет у этих звуков парных твердых — отличать их от парных звуков не надо. Следовательно, Ь (мягкий знак) в данном случае не нужен. А для тех, кто этого не понимает, не может объяснить ситуацию, и создано правило.

3.2. Актуализация знаний.

Придумаем свои примеры.

Распределим слова по группам.

Проблемный вопрос. Произнесем слова гонщик, кончик. Слышим [н'щ'], [н’ч’]. Запишем эти слова. Почему не пишем Ь (мягкий знак)? Перед [щ’], [ч'] бывает только мягкий согласный, поэтому обозначать мягкость этого согласного звука не требуется.

От данных существительных образуем существительное с новым смысловым значением.

Дополнительные сведения. Суффиксы -щик-, -ник- указывают на род занятий человека. Суффиксы -чик-, -к- указывают на небольшую величину предмета и на доброе к нему отношение говорящего.


4. Особые случаи, когда Ь (мягкий знак) для обозначения мягкости согласного не пишется.

4.1. Чтение правила.

4.2. Выполнение упражнения.


5. Работа с текстом на карточке. Подготовка к сочинению — описанию предмета.

Прочитаем текст (правильно произносим что, чтобы, конечно). Объясним употребление Ь (мягкого знака) для обозначения мягкости согласного. Найдем примеры слов, включающих сочетания ч, щ с другими согласными. Объясним постановку знаков препинания.

Виктор Петрович Савиных — сотый космонавт. Он родился на вятской земле. Однажды я спросила его, брал ли он талисман в космос. Он ответил: «Конечно, брал. Дымковского петушка». Когда в древности русские мужики уходили в неведомую даль, они уносили с собой щепоть родной земельки. Так и этот дымковский петушок из комочка родной глины пролетел вокруг планеты, чтобы дело закончилось удачно.

По Н. И. Перминовой

Обратим внимание на благоговейное отношение русского человека к родной земле.


6. Вывод урока. В каких случаях Ь (мягкий знак) для обозначения мягкости согласного не пишется?


7. Домашнее задание — упражнение по учебнику.