ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Анализ изложения «Последний листок».


2. Повторение позиционных чередований гласных и согласных в корне.

Слабая позиция

Сильная позиция

гордиться

гордый

одарённый

дар

привязать

привяжет

страдать

рапорт

гигантский

гиганты

прогноз

прогнозы

Вывод: Позиционные чередования не отражаются на письме.


3. Изучение темы.

3.1. Работа с таблицей «Чередование звуков». Выделение чередования в названии явления: ере // ре — чередование, чреда.

3.2. Работа с текстом.

Учитель. Выпишем из текста слова с чередованием звуков в корне. Сделаем синтаксический разбор 1-го предложения. Найдем слова, в которых Ь (мягкий знак) указывает: 1) на мягкость предыдущего звука; 2) на морфологический признак слова.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Н. А. Некрасов


4. Вывод. Позиционные чередования одного и того же звука речи не отражаются на письме. Чередования разных гласных или согласных фиксируется на письме.


5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.