Буквы з и с на конце приставок (продолжение) - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Буквы з и с на конце приставок (продолжение) - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить навыки выбора согласной з и с на конце приставок; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной и аналитической деятельности; формировать навыки работы в коллективе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вычленять приставки; применять правило написания з и с на конце приставок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 441 — чтение составленных предложений.

2. Упр. 442 — выполнение задания.

(Во время проверки упр. 441 один ученик заполняет на доске составленную дома таблицу (сетка таблицы подготовлена заранее), а другой выполняет фонетический разбор.)

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з- и -с-

Буквы з и с на конце приставок

Сбить

Разбить

Спустить

Распустить

Сдавать

Раздавать

Спилить

Распилить

Сгрузить

Разгрузить

Сжечь

Разжечь

Сгрести

Разгрести

Сделать

Разделать

Счистить

Расчистить

3. Задание из рабочей тетради.

III. Закрепление изученного материала

1. Упр. 443 — комментированное письмо.

2. Упр. 445 — самостоятельная работа, обсуждение.

3. Упр. 446 — выразительное чтение, обсуждение вопросов.

Дополнительный вопрос

— Почему слова Алый Мак начинаются с прописных букв?

Комментарий

Доказательство: это текст, потому что предложения связаны по смыслу и расположены в определенной последовательности, текст имеет тему (разговор девочек с Алым Маком) и идею, главную мысль (память о Великой Отечественной войне).

Слова Алый Мак начинаются с прописных букв, потому что в данном тексте это имя собственное. Текст — притча, иносказательный рассказ.

4. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 31, в тетрадь-словарик; составьте с ними словосочетания (можно менять формы слов).

Сбить, сгиб, сдавать, сжать, здесь, здание, здоровье, рассчитать, но: расчет, расчетливый.

IV. Занимательная лингвистика

Назовите общеупотребительные русские слова, начинающиеся с четырех согласных букв. (Всплеск, вскрик, вздрогнуть, взгляд, всхлипнуть, встряска и т. д.)

V. Подведение итогов

— Почему важно особое внимание уделять приставке с-?

Домашнее задание

1. § 83.

2. Упр. 446 (письменно), 444 (устно, подготовка к диктанту).

3. Рабочая тетрадь: задание 106 (с. 55—56).