Спряжение глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Спряжение глаголов - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: развивать навыки монологической речи; закрепить знания о временах глаголов; повторить спряжение глаголов; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять термин “спряжение”; определять спряжение глаголов; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Вопросы.

— Что обозначает время глаголов?

— Какие формы имеет будущее время глаголов?

— От каких видов глаголов образуется будущее простое время глаголов, а от каких — будущее сложное?

2) Упр. 663 — обсуждение смысла пословицы.

Можно привести синтаксический синоним пословицы: “Кто рано встает, тому Бог подает”.

3) Упр. 666 — чтение и обсуждение творческих работ.

2. Выборочный диктант.

Запишите глаголы в три столбика: 1) прошедшего времени; 2) настоящего времени; 3) будущего времени; обозначьте их вид.

Снег растаял, подстережет мышку, учишь стихотворение, тщательно собирается, развеял тучи, никогда не ссоримся, скоро выздоровею, сжигают мусор, будет знать, упорно тренировалась, заботились о малышах, пишешь письмо, будем закаляться, громко лаяли, сделают задание.

Глаголы прош. вр.

Глаголы наст. вр.

Глаголы буд. вр.

Растаял (сов. вид)

Учишь (несов. вид)

Подстережет (сов. вид)

Развеял (сов. вид)

Собирается (несов. вид)

Выздоровею (сов. вид)

Тренировалась (несов. вид)

Ссоримся (несов. вид)

Будет знать (несов. вид)

Заботились (несов. вид)

Сжигают (несов. вид)

Будем закаляться (несов. вид)

Лаяли (несов. вид)

Пишешь (несов. вид)

Сделают (сов. вид)

Комментарий

Обратим внимание на глагол выздоровею: правильно именно так, форма выздоровлю ошибочна.

III. Работа по теме урока

1. Обсуждение вопросов.

— Как изменяются глаголы?

— Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (Глаголы настоящего и будущего времени.)

— Как называется изменение глагола по лицам и числам?

— Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения?

— Как мы поступаем, если окончания глаголов безударные? (Определяем спряжение по неопределенной форме глагола.)

2. Чтение правила (§ 118, с. 121).

3. Упр. 677 - беседа по вопросам (устно).

Комментарий

Определить спряжение глаголов идешь, ждем, пасутся, следишь, шумит, гудят легко потому, что они имеют ударные окончания.

— Как быть, если личные окончания глаголов безударные? (Воспользоваться правилом определения спряжения.)

Спряжение — это не выдумка ученых или учителей, а закон, по которому изменяются глаголы. Этому закону подчиняются все глаголы, за малым исключением.

Примечание

В сильных классах можно упомянуть о том, что есть глаголы, которые изменяются двояко (хотеть, бежать): часть форм — по I спряжению, часть — по II спряжению (хочешь, хочет, хотим, хотят; бежишь, бежит, бежим, бегут). Подробно этот материал дается позже.

4. Словарная работа.

1) Прочитайте вслух глаголы, помещенные в рамке на с. 121, запишите их в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия”, составьте с ними словосочетания: облегчи́т, углуби́т, упрости́т.

2) Упр. 668 - комментированное письмо (на доске и в тетрадях).

IV. Подведение итогов

— Что такое спряжение?

— Почему необходимо знать, как определять спряжение?

Домашнее задание

1. § 118, 119.

2. Упр. 669.

3. Проспрягать глаголы учиться и отдыхать.