Смысловая связь предложений в тексте - Синтаксис и пунктуация

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Смысловая связь предложений в тексте - Синтаксис и пунктуация

Цель урока - формировать представление о видах смысловых отношений между предложениями в тексте.


I. Смысловые отношения предложений в тексте. Подчинительные отношения (текст (с. 99); упр. 229, 231, 232).

Попросим учащихся после прочтения текста (с. 99) составить его сложный план.

Постараемся в ходе работы с упр. 229 и 231 добиться от учащихся понимания, что смысловая связь предложений обеспечивает такие свойства текста, как единство темы и цельность, а также логическая связь частей. Подведём ребят к выводу, что в тексте каждое последующее предложение может быть связано с предыдущим причинно-следственными, или целевыми, или определительными, или пояснительными, или какими-либо другими отношениями.

С предложением 1 упр. 232 целесообразно будет провести совместную работу, а затем предоставить учащимся возможность выбора одного из предложений для составления соответствующих текстов. Важно, чтобы шестиклассники усвоили, что в процессе чтения очень полезно вести мысленный диалог с автором: прогнозировать, как будет развиваться тема, которую он раскрывает, какую мысль автор стремится выразить. Чтобы овладеть умением вести такой диалог, нужно научиться прослеживать смысловые связи между предложениями.


II. Сочинительные отношения предложений в тексте (текст (с. 102), упр. 234).

Организуем совместный анализ смысловых отношений между предложениями текстов упр. 234 и подведём ребят к выводу, что в тексте могут сочетаться подчинительные и сочинительные отношения.


Д. з.: 1) упр. 235; 2) индивид. зад.: упр. 230, 236.