Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного - Урок 2 - Имя прилагательное как часть речи - Имя прилагательное

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного - Урок 2 - Имя прилагательное как часть речи - Имя прилагательное

Цели урока: 1) совершенствовать умение определять грамматические признаки имени прилагательного; 2) тренировать в умении выбирать суффиксы - и -ск- в прилагательных, образованных от существительных; 3) вырабатывать навык использования слов с учётом их точного лексического значении я и требования лексической сочетаемости.


I. Грамматические признаки имени прилагательного (продолжение) (проверка домашнего задания, упр. 376 (2), 384-386).

Прежде чем приступить к проверке письменного домашнего задания, проведём фронтальный опрос:

• Перечислите постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

• Назовите морфологические признаки, которые характеризуют как прилагательные, так и существительные.

• Каковы различия в значении рода для существительных и прилагательных?

• Приведите примеры прилагательных разных лексико-грамматических разрядов.

• Прилагательные какого разряда могут иметь формы степеней сравнения и краткую форму? Покажите это на примерах.

После проверки выполнения упр. 376 (1) предложим шестиклассникам охарактеризовать простую форму сравнительной степени прилагательного неприятный – выполнить упр. 376 (2).

В слабом классе, прежде чем ребята приступят к выполнению упражнения 384, поможем им вспомнить механизм образования форм степеней сравнения качественных имён прилагательных. Один из вариантов такой работы – заполнение примерами схемы (под руководством учителя):


Степени сравнения качественных прилагательных


Сравнительная

         

Простая

Сложная

Превосходная

         

Простая

Сложная


Ещё один вариант – устный ответ по предложенной учителем записи, например:

Добрый (качеств. прил.) – добрее (простая форма сравнительной степени), более (менее) добрый (сложная форма сравнительной степени); добрейший (простая форма превосходной степени), самый (наиболее, наименее) добрый (сложная форма превосходной степени).

Обратим особое внимание ребят на то, что сложные формы степеней сравнения качественных прилагательных образуются путём присоединения соответствующих слов к начальной форме (форме положительной степени) этого прилагательного.

По усмотрению учителя после устного ответа может быть предложено следующее задание.

Задание. Образуйте формы степеней сравнения прилагательных умный, честный, железный, мамин, мягкий.

По своему усмотрению учитель может распределить слова из упражнения 385 в две группы (по пять слов) и предложить учащимся первого варианта поработать с первой группой слов, а учащимся второго варианта – со второй группой. После этого организуется совместная проверка.

Чтобы облегчить работу учеников слабого класса с упражнением 386, учитель по своему усмотрению может предложить пары однокоренных прилагательных-антонимов, например:одноэтажный – многоэтажный, высокий – невысокий, большой – небольшой.


II. Правописание прилагательных с суффиксами -ск- и -к- (упр. 379).

Поможем учащимся слабого класса вспомнить правило написания относительных прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ск- и -к-. С этой целью попросим их составить устное высказывание по заранее вынесенной на доску записи схеме, и поможем им в этой работе:


Суффиксы -к- и -ск- в именах прилагательных

↓ ↓

-к-

Имеет краткую форму

    
    

Узкий – узок (кр. ф.)

Образовано от существительного с основой на к, ч, ц

    
    

Молодецкий ← молодец (на )

-ск-

В остальных случаях


Детский ← дети (не на к, ч, ц)


Другой вариант работы - совместная работа с прилагательными, в которых есть пропуски, по алгоритму:


Суффиксы -к- и -ск- в именах прилагательных



После записи и орфографического анализа текста стихотворения предложим ребятам провести орфоэпический разбор слова украúнский.


III. Стилистическая роль прилагательных (упр. 389 (1), в слабом классе – упр. 390 (устно)).

Напомним учащимся сильного класса, что однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся значениями и лексической сочетаемостью, называются паронимами, и попросим их привести соответствующие примеры.

Организуя работу с упражнением 389 (1), попросим шестиклассников сначала определить значение прилагательных-паронимов по толковому словарику и обратим их внимание на то, что прилагательное шуточный не может сочетаться с одушевлёнными именами существительными. Предложим ученикам первого варианта поработать с прилагательными шуточный и спасательный, а ученикам второго варианта – с прилагательными шутливый и спасительный. По истечении отведённого на работу времени проведём совместную проверку.

Готовя учащихся слабого класса к работе с упражнением 390, обсудим в совместной работе возможные варианты определений и эпитетов или предложим записать ряд прилагательных, которые можно будут использовать в творческом самодиктанте, например:

Простые и милые (лица), скромный (облик), самобытный (характер), спокойные (лица).

Замечательный (портрет), крестьянская (девочка); пухлые детские (губы), задумчивая (улыбка); ясные (глаза), мягкий (свет), ранняя (юность), юная (свежесть); необыкновенная (теплота).

Бежевые и рыже-коричневые (тона); большие (глаза), синий (платок), оранжевые (полосы), румяные (губы), нежно-розовые (щёки), милая (девушка), светлая (жизнь).

Примечание. Поясним шестиклассникам значение слов самобытный -- «своеобразный, непохожий на других, самостоятельно развивающийся» и бежевый – «светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком».


Д. з.: 1) упр. 390; 2) индив. зад. – упр. 388 (см. примечание).

Примечание. Распределим задание упражнения 388 между несколькими учениками.

Резерв – упр. 383, 385 (3), 389 (2).