Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных (окончание) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных (окончание) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить правило написания гласных о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных, графического обозначения условия выбора написаний, научить группировать прилагательные и существительные по написанию о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Синтез знаний. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. На примере правописания прилагательных, образованных от слов грош и груша, докажите, что без знания орфоэпической нормы невозможно сделать правильный выбор гласной в суффиксе.

II. Проверка домашнего задания. Работа в группах. Учащиеся представляют товарищам репродукции и загадывают слова, которые они подобрали дома. Отгадавший объясняет написание слова. Все слова записываются, графически выделяются орфограммы. Группа отчитывается перед классом о своих достижениях.

III. Работа по теме урока.

1. Перед выполнением упр. 363 учитель предупреждает, что среди слов, входящих в упражнение, есть одно, которое выпадает из данной группы. (Дешёвый: корневая гласная, пишется ё.) Учащиеся должны назвать орфограмму, которой подчиняется правописание данного слова, и подобрать примеры.

2. Продолжите ряд (можно посоревноваться, у кого этот ряд будет длиннее): а) решётка, бечёвка, жёлтый...; б) сморчок, стручок, каблучок...; в) чокаться, шорты, шов...; г) свечой, плащом, большого...; д) парчовый, кумачовый, свинцовый...; е) волчонок, кукушонок, верблюжонок...; ж) марганцевый, лицевой, померанцевый...; з) певуч, могуч, хорош...; и) рощ, задач, встреч...; к) обруч, завуч, калач... .

Задания: 1) от слов двух последних групп образовать форму творительного падежа; 2) определить лексическое значение слова померанцевый (какими словарями следует воспользоваться?); 3) найти сложносокращённое слово.

3. Самостоятельная работа. Придумать текст, в который ввести по возможности большее количество слов с орфограммами после шипящих.

IV. Подведение итогов урока. Взаимопроверка выполненной работы.

V. Домашнее задание. Подготовить сообщение об авторе выбранного пейзажа, найти информацию, в собрании какого музея находится полотно.