Числительные, обозначающие целые числа (продолжение) - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Числительные, обозначающие целые числа (продолжение) - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с особенностями склонения сложных числительных, обозначающих целые числа; научить склонять данные числительные; закрепить умение склонять числительные сорок, девяносто, сто.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников. Совершенствование устной речи.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Чем отличается числительное сорок от других слов этой части речи? Высказывания по этому вопросу обобщает ученик, подготовивший индивидуальное задание. На доску можно вынести статью из этимологического словаря.

Сорок. Искон. Сменило общеслав. четыре десяте. Возникло в результате лексико-семантического способа словообразования на базе слова сорокъ — мешок, рубаха: из-за обычая продавать соболя сороками, вкладывая 40 шкурок в один мешок (40 — количество шкурок на пошив полной шубы). Таким образом, сорокъ сначала — мешок, затем — мешок с 40 соболями и, наконец, сорок (ср. дат. snes — 20, буквально — палка, на которой навешали для вяления 20 рыб).

II. Проверка домашнего задания. Работа с составленными предложениями организуется в парах, у доски работают 2—3 ученика. Учащиеся проводят перекрёстный опрос по теме предыдущего урока.

III. Изучение нового материала.

1. Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900. Работа с опорой на материалы учебника (с. 54), упр. 415.

Работа с первым теоретическим материалом начинается с характеристики отличительного свойства данных числительных: они сложные, и у них два окончания. В таблице прорабатывается каждая колонка. Работа ведётся комбинированным способом: совместно, в группах, в парах, у доски. Каждое числительное (в составе словосочетаний) прогоняется несколько раз, учащиеся исправляют ошибки товарищей, проводят самонаблюдение. Основная задача — победить неуверенность и понять, что непреодолимых рубежей в склонении числительных нет.

2. Составные количественные числительные.

Работа начинается с прогнозирования ситуации: склоняем пять, шестьдесят, девятьсот.

— Теперь меняем последовательность слов, получается: девятьсот шестьдесят пять (книг). Что-нибудь будет меняться в склонении?

Чтение второго теоретического материала, выполнение упр. 416.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Закрепление материала проходит в устной форме. Чтение предложений можно организовать по цепочке, можно провести тренинг в группах, раздав карточки с материалом, каждая группа по очереди выдвигает своего представителя, группы меняются карточками, класс следит за правильностью чтения, исправляет ошибки. Допустившие ошибки работают над трудными случаями.

Карточка 1. 1) Встреча с 63 участниками конференции продолжалась более 63 часов. 2) Старый ворон командовал стаей из 87 птиц. Нелёгкая это работа — руководить 87 воронами. 3) Из 194 книг своей библиотеки он более всего дорожил 149 книгами, к 43 относился равнодушно, а про 2 забыл.

Карточка 2. 1) Из 856 рублей, полученных в январе, придётся расстаться с 326 для уплаты штрафа. 2) В свой день рождения Маша приехала домой с букетом из 95 тюльпанов и с 54 подарками от 54 студентов. 3) У бабушки жили 10 кошек, которые произвели на свет уже более 75 котят. Всеми 75 котятами бабушка очень гордится.

Карточка 3. 1) Фермер владел 97 гектарами земли. На 43 гектарах он выращивал свёклу, а на 54 — картофель. 2) На базу поступило около 250 кг апельсинов, 600 кг шоколадных конфет и 45 т карамели. 3) Я располагаю 600 рублями, из которых в долг могу дать не более 450.

В процессе тренинга трёхзначные числительные можно сделать двузначными, а двузначные — трёхзначными.

V. Подведение итогов урока. Беседа в форме самоанализа с записью проблемных ситуаций.

VI. Домашнее задание. Отработка трудных форм по индивидуальному сценарию.