Местоимение как часть речи - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Местоимение как часть речи - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Результаты обучения. Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; стремление к речевому совершенствованию; способность к самооценке; владение нормами речевого этикета; метапредметные: извлечение фактуальной информации из текстов с теоретическими сведениями; вычитывание информации из таблицы; владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; предметные: знание характеристики местоимения по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли, текстообразующей роли местоимений, разрядов местоимений, особенности их склонения и употребления, правила раздельного написания предлогов с личными местоимениями; условия выбора: слитного написания не, дефиса, раздельного написания приставки кое- в неопределённых местоимениях, не и ни в отрицательных местоимениях; правил употребления предлогов с указательными местоимениями, особенностей постановки ударения в определительных местоимениях, особенностей рассуждения как функционально-смыслового типа речи, композиции рассуждения; умения распознавать местоимения в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль, различать местоимения, указывающие на предмет, признак, количество, использовать местоимения для связи частей текста, исправлять недочёты в употреблении местоимений, правильно склонять и употреблять местоимения; правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия их выбора; выполнять морфологический разбор местоимения; создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему.

Урок 142. Местоимение как часть речи (§ 76)

Цели урока: дать представление о местоимении как части речи, об употреблении местоимений в речи; научить распознавать местоимения в предложении и тексте, определять синтаксическую роль, различать местоимения, указывающие на предмет, признак, количество.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Выделение главной информации. Свёртывание информации до ключевых слов. Анализ и синтез явлений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Сообщение “Это интересно!”.

Слова местоимение и антоним имеют нечто общее. Оба они заимствованы: местоимение — из старославянского языка, где оно является словообразовательной калькой греческого antōnymia (anti — вместо, против, onyma — имя); слово антоним пришло в ХХ в. из французского, там оно образовалось путём сложения греческих приставки и корня (anti — вместо, против, onyma — имя).

II. Изучение нового материала.

1. Чтение диалога по ролям (с. 63—64). Учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные в последней реплике, затем находят в стихотворении, предшествующем вопросам, местоимение, которое не выделено (к себе), заменяют все местоимения существительными.

2. Анализ материалов для самостоятельных наблюдений (с. 64) дополняется аналогичными заменами: она — весна, свои — весенние, такая — морозная, несколько — три, четыре, пять. С какой целью использованы эти местоимения? Где с их помощью исключается повтор одного и того же слова и однокоренных слов, где они помогают избежать многословия? Какие признаки существительных, прилагательных, числительных есть у местоимения?

3. Чтение и запоминание основных признаков местоимения (с. 64) строятся на сделанном выше сопоставлении.

4. Выполнение упр. 433, 434 сопровождается наблюдениями над ролью местоимений с использованием приёма замен. Учителю следует учесть, что в последнем предложении упр. 434 местоимение не выделено. Учащиеся находят его самостоятельно. С 3-м предложением упр. 433 у доски работает ученик, выделяет грамматические основы, объясняет пунктуацию при союзе и.

После проверки работы учащиеся выразительно читают предложения.

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Взаимопроверка усвоения материала урока.

2. Выполнение упр. 435. Текстовой анализ проводится всем классом, запись можно провести по вариантам или частично. Поиск предложения, соответствующего указанной схеме, делает ученик у доски. Если учащиеся во 2-м абзаце объясняют пунктуацию при однородных членах предложения, необходимо учесть сложность нахождения грамматической основы. Можно посоветовать сначала найти грамматическую основу в последнем предложении и исходить из его структуры при характеристике предыдущих.

IV. Подведение итогов урока. Почему местоимение получило такое название? Место какого имени оно может занимать? Какую роль выполняет в тексте?

V. Домашнее задание. § 76; упр. 436.