Разноспрягаемые глаголы - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Разноспрягаемые глаголы - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с понятием разноспрягаемые глаголы, с перечнем разноспрягаемых глаголов и особенностями их спряжения; научить находить разноспрягаемые глаголы, доказывать принадлежность глагола к данной группе; правильно употреблять в речи глаголы есть, кушать.

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Извлечение информации из таблиц. Коммуникативные УУД. Умение вести диалог с соблюдением этикетных норм. Работа в группе.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Мини-конкурс. Докажите, что глаголы могут образовываться не только от глаголов, существительных и прилагательных, но и от других частей речи. Побеждает тот, у кого за отведённое учителем время будет представлено большее число частей речи и моделей.

(К примеру, от числительных: удвоить, стреножить; от местоимений: тыкать, присвоить; от частиц: некать; от междометий: ойкать, ахать.)

II. Проверка домашнего задания.

1. От каких глаголов, образованных с помощью суффикса -нича-, можно продолжить словообразовательную цепочку существительными? (Слесарничество, сотрудничество, плотничество, попрошайничество.)

2. Взаимодиктант по глаголам из § 88.

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся разъясняют тему урока, вспоминая известный им термин разносклоняемые существительные и опираясь на знания о спряжении глаголов (у доски двое учащихся спрягают глаголы сеять и видеть).

2. Анализ таблицы спряжения глаголов хотеть, бежать (с. 106), вывод о том, почему эти глаголы называются разноспрягаемыми; работа с материалами для наблюдения на с. 107, анализ спряжения глаголов есть, дать.

3. Выполнение упр. 522—524. Выполнение упр. 524 сопровождается выводом о том, что глаголы, образованные от разноспрягаемых приставочным способом или приставочно-суффиксальным (с возвратным суффиксом), являются также разноспрягаемыми. Учитель предлагает учащимся собрать как можно больше таких слов. Работа организуется по группам, отвечающим за один разноспрягаемый глагол.

4. Употребление глаголов есть, кушать анализируется при работе с упр. 525 и рекомендациями на с. 108. Диалог читается по ролям, учащиеся обмениваются наблюдениями из личного опыта. В работе используется толковый словарь, в котором учащиеся находят характеристику обсуждаемых в диалоге слов со значением “принимать пищу”.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Самостоятельная работа с упр. 527 (графическое выделение орфограмм).

V. Подведение итогов урока. Суммирование сведений о спряжении глаголов.

VI. Домашнее задание. Упр. 526.