Повелительное наклонение (продолжение) - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Повелительное наклонение (продолжение) - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить умение распознавать глаголы повелительного наклонения; научить употреблять ь на конце глаголов повелительного наклонения (орфограмма 47), графически обозначать условия выбора написания.

Личностные УУД. Развитие аналитических способностей. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Установление закономерностей. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем.

Ход урока

I. Орфографическая разминка. Словарный диктант “Продолжи сам”.

1) Увлечь, подстричь, 2) строишь, говоришь, 3) бреешься, держишься, ...; 4) горяч, могуч, ...; 5) брошь, плешь, ...; 6) туч, дач, ...; 7) лещ, луч, ... .

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выписывают из домашнего упражнения слова с ь на конце, определяют, какими правилами регулируется его написание, суммируют полученные данные с результатами лингвистической разминки.

III. Изучение нового материала.

1. Образование форм повелительного наклонения, комментирование особенностей их написания, самостоятельная формулировка правила.

Бросить, кинуть, встать, взвесить, наладить

Брось, кинь, встань, взвесь, наладь

Бросьте, киньте, встаньте, взвесьте, наладьте

Намазать, спрятать, есть, обнаружить, плакать

Намажь, спрячь, ешь, обнаружь, плачь

Намажьте, спрячьте, ешьте, обнаружьте, плачьте

2. Чтение правила на с. 124, сопоставление с самостоятельно сделанными выводами.

— Какая ситуация не проиллюстрирована в наших записях? Образуйте от данных глаголов возвратные суффиксальным способом, поставьте их в форму повелительного наклонения: 1-й вариант — образовать форму единственного числа, 2-й вариант — множественного числа.

— От каких глаголов вы не смогли образовать возвратные?

3. Выполнение упр. 551 сопровождается устным комментарием и взаимопроверкой правильности графического выделения орфограммы.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Выполнение упр. 552, 554 контролируется учителем. У доски два ученика ведут “дуэль”, делая синтаксический разбор 2-го предложения упр. 554.

2. Творческий объяснительный диктант: от данных глаголов учащиеся образуют две формы повелительного наклонения — единственного и множественного числа.

Обозначить, наутюжить, готовиться, украсить, убавить, познакомиться, взвеситься, затронуть, утешиться, ослабить, дежурить, назначить, изжарить, измазаться, забыть, уладить, условиться, образумить, возглавить, приблизиться, подрезать, погладить, поздравить.

V. Подведение итогов урока. Учащиеся обобщают известные им случаи употребления ь на конце слов.

VI. Домашнее задание. Упр. 553.