Морфологический разбор глагола - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Морфологический разбор глагола - ГЛАГОЛ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: совершенствовать умение выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола; развивать устную научную речь.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Синтез знаний. Построение устного высказывания. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе и в паре.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Вспомните знакомые вам строки стихотворения В. Берестова: Не идётся и не едется, потому что гололедица. Но зато отлично падается! Почему ж никто не радуется? Где здесь безличные глаголы? Как они образованы? Можете ли вы поставить их в форму инфинитива? Есть ли эти глаголы в словаре? Почему? Подберите аналогичные глаголы, придумайте по данной модели свои.

II. Проверка домашнего задания в форме групповой работы. На этапе отбора исключаются повторяющиеся выражения, выбирается лидер с наибольшим числом оригинальных примеров. Затем происходит соревнование-аукцион “Кто больше?” между лидерами.

III. Изучение нового материала.

1. Учитель предлагает самостоятельно составить план морфологического разбора глагола с опорой на известную учащимся структуру морфологического разбора части речи. У доски это задание выполняют два ученика. Класс оценивает свою работу и работу товарищей, вносит дополнения. Окончательный вариант сопоставляется с порядком разбора на с. 133.

2. Работа в парах: чтение, анализ, проговаривание образца устного разбора на с. 134; письменный и устный морфологический разбор второго глагола (поешь); взаимопроверка и оценка выполненной работы.

3. Выполнение упр. 576. Помимо выделенных глаголов, для разбора предлагаются и другие (учащиеся находят их самостоятельно). Учитель помогает выделить глагол повелительного наклонения пусть научат, разобрать последнее предложение, определить, что глагол бояться является частью сказуемого в безличном предложении.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Комментированный диктант. Морфологический анализ выделенных слов.

Фронт подкатывал к Москве. От могучих раскатов орудий вздрагивали окна. Ярко вспыхивали разрывы зениток. Резали небо лучи прожектора.

Во время налётов Володе не сиделось дома. Он легко вскарабкивался на крыши низких деревянных домов, устраивался поудобнее и вслушивался в гул моторов. Если фугаски попадали на соседние крыши, Володя помогал взрослым гасить их.

V. Подведение итогов урока. Составление самоотчёта по результатам выполнения последнего задания.

VI. Домашнее задание. Начать сбор материала для сочинения по заданию упр. 578.