Основные способы образования слов в русском языке (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Основные способы образования слов в русском языке (окончание) - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с такими способами словообразования, как сложение и переход одной части речи в другую; совершенствовать умения определять способ образования слова, образовывать слова указанным способом.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников. Формулирование собственного мнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Подумайте над тем, какое слово является “родоначальником” словообразовательного гнезда: стук — существительное, стук — междометие или стукать (стучать) — глагол. Постройте словообразовательную цепочку, в которой будет место для всех названных слов. Каким способом образуется существительное стук?

Ответ: стук — межд. → стучатьстук — сущ. Оно образуется бессуффиксным способом, т. е. при помощи нулевой суффиксации.

II. Проверка домашнего задания. Учащиеся отчитываются о результатах работы (сад → садовый → садовник; садить → рассадить → рассада; садить → посадить → посадки) и отвечают на вопрос, почему в домашней работе не шла речь о слове садовод.

III. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное знакомство с теоретической информацией на с. 95, анализ сведений о ранее не рассмотренных способах образования слов — сложении основ, сложении слов и переходе одной части речи в другую.

Дополнительно учитель сообщает о том, что сложение основ может происходить в сочетании с суффиксацией: Дальн(ий) + Восток + -н- → дальневосточный; мяс(о) + руб(ить) + -к- → мясорубка.

2. Запись данных сведений (с примерами).

Сложение основ (с соединительной гласной / без соединительной гласной)

Мор(е) + ход(ить) → мореход сух(ие) + фрукты → сухофрукты кино + фестиваль → кинофестиваль

Сложение + суффиксация

Знам(я) + нос(ить) + -ец → знаменосец


старш(ий) + класс + -ник- → старшеклассник

Сложение слов

Плащ-палатка, генерал-майор

Переход одной части речи в другую

(Кто?) больной, пострадавший, дежурный

(Что?) ванная, мороженое, учительская

3. Составление словообразовательных пар со словами скалолаз, листопад, краснощёкий, пароход, синеглазый, ледоруб, тепловоз, одноухий, луноход, бледнолицый, солнцепёк, снегопад, пулемёт, длиннорукий, громкоголосый.

4. — Докажите, что сложные слова пароходик, скалолазка, пулемётчик, ледокольный образованы суффиксальным способом. Используйте для этого известный вам алгоритм (паровозик — это маленький паровоз...). Образуйте данным способом слова от других сложных слов.

IV. Тренировочные упражнения. Учащиеся выполняют упр. 169, 172 (надо учесть, что слово полоскать является непроизводным), 173, группируя слова по способам образования.

Дополнительное задание: составить по два предложения со словами прачечная, золотой, булочная, кондитерская, чтобы в одном случае слово было прилагательным, в другом — существительным. Будут ли различаться способы образования слов? (Сестре подарили золотой браслет. / Буратино закопал в яму шесть золотых. Золотой1 ← золото (бессуффиксный); золотой2← золотой (переход прилагательного в существительное).

V. Подведение итогов урока. Класс делится на несколько групп, каждая адресует другим 2—3 вопроса и задания по изученному материалу.

VI. Домашнее задание. В тетради-справочнике составить обобщающую таблицу “Способы образования слов в русском языке”.