Орфограммы в окончаниях слов - Повторение изученного в 5 классе

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Орфограммы в окончаниях слов - Повторение изученного в 5 классе

Цели урока: повторить, закрепить и систематизировать правила написания гласных в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов (орфограммы 17, 19, 23, 25); упрочить орфографические навыки; закрепить умения графически выделять орфограммы, составлять простой план текста; совершенствовать умение выразительно читать художественные тексты.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль. Оценка. Познавательные УУД. Анализ объектов. Построение рассуждения. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.

Ход урока

I. Лингвистическая пятиминутка. На доску вынесены слова.

Покрой, дали, жгут, стих, простой, пила, гнёт.

— Какими частями речи могут быть эти слова? Обоснуйте свой ответ.

II. Проверка домашнего задания. Мини-конкурс на лучшую миниатюру.

III. Повторение правописания окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

1. На форзаце учащиеся находят орфограммы, связанные с правописанием окончаний, затем работают по группам с учебником: используя материалы форзаца, готовят сообщения об орфограммах 17, 19, 25, иллюстрируя ответы примерами из упр. 34, 36, а также словами из домашнего упражнения.

Дополнительный вопрос: какие ещё орфограммы встретились вам при выполнении домашнего упражнения? Учитель обращает внимание на правописание слова разгорается, учащиеся находят на форзаце и комментируют орфограмму 23, записывают пару этого слова с мягким знаком (разгораться), затем делают морфемный разбор обеих форм этого глагола.

2. Комментированное письмо с выделением повторяемых орфограмм.

Идёшь по оранжерее, расстилается по долине, двигаемся по аллее, в холодную зимнюю ночь, направляешься к опушке, на блестящей поверхности озера, по извилистой речушке, находимся на лечении в санатории, побываешь на границе, хорош закат в низине, подплываешь к суше, в прозрачной бутыли, об интересном путешествии, на сыпучем песке.

IV. Работа с текстом, его обработка с помощью простого плана.

1. Чтение текста (упр. 35), определение его темы и подбор заголовка.

2. Повторение определений понятий план, простой план, сложный план.

3. Составление простого плана текста с использованием вопросительных предложений. Подбор глаголов, которые нужны для ответа на заданные вопросы, с необходимыми дополнениями.

1) Как служат дереву корни? (Кормят, питают, прикрепляют к земле.)

2) Как служит дереву ствол? (Служит опорой сучьям, проводит пищу.)

3) Что делают сучья и ветви? (Поддерживают листья, цветы и плоды; передают соки.)

4. Пересказ текста с опорой на составленный план.

5. Списывание текста с выделением пропущенных орфограмм. Взаимопроверка с анализом допущенных ошибок.

6. Частичный морфологический анализ выделенных в тексте слов: определение их падежа и синтаксической роли.

Поскольку формы именительного и винительного падежей существительных во множественном числе совпадают, необходимо обратить на это внимание. Учащиеся находят аналогичные слова, задают к ним двойной вопрос: кто? что? или кого? что?, подчёркивают их как члены предложения. Затем ищут в тексте существительные в единственном числе в винительном падеже, по форме совпадающие с формой именительного падежа (2-е и 3-е предложения: слово дерево; последнее предложение: слово ствол).

V. Подведение итогов урока в форме беседы.

— Окончание какой части речи мы проверяем при помощи вопроса? Какие постоянные морфологические признаки существительных и глаголов надо знать, чтобы правильно написать их окончания?

VI. Домашнее задание. 1) Подготовить выразительное чтение текста упр. 37. 2) Выписать из текста упр. 37 слова с пропущенными буквами, распределив их по видам морфем (орфограммы в приставках, в корнях, в окончаниях). 3) Индивидуальное задание: представить “портрет” слова заря из домашнего упражнения: значение, история, ряд однокоренных слов.