Повелительное наклонение - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Повелительное наклонение - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с грамматическими особенностями и спо­собами выражения повелительного наклонения; развивать орфо­графические навыки.

Планируемые результаты: знание грамматических особенно­стей изъявительного, условного и повелительного наклонения гла­голов; умения определять наклонение глаголов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 546 — обсуждение вопросов и заданий, чтение и анализ Мини-сочинений.)

Комментарии

Основная мысль текста: для достижения успеха в жизни необходимо удивляться.

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте текст.

На уроке слушайте внимательно! Не отвлекайтесь! Не перебивайте учителя! Не мешайте одноклассникам! Задания выполняйте точно и ак­куратно!

— В чём особенность этого текста? (Все предложения выража­ют побуждение к действию.)

— Что вы можете сказать о глаголах в этих предложениях? (Глаголы употреблены в повелительном наклонении.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с грамматическими особенностями повели­тельного наклонения глагола, научиться распознавать такие глаголы, правильно их писать и употреблять в речи.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

По названию “повелительное наклонение” понятно, что гла­гол в этом наклонении повелевает. Но повелевать можно по-раз­ному. Например, надпись “Не влезай! Убьёт!” на знаке электро­безопасности — требование. “Помоги, пожалуйста!” — вежливая просьба. Мы просим или требуем в зависимости от ситуации об­щения, обстановки, целей высказывания.

  1. Работа по учебнику
  2. Обсуждение вопроса и заданий рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, работа с таблицей (с. 121).

(Необходимо пояснить значение некоторых необычных грам­матических форм. “Пчелу-работницу напой” значит “напои”, это устаревшая форма повелительного наклонения глагола напоить. “Оставь про резвых мотыльков” значит “для резвых мотыльков”. Эта устаревшая форма предлога про вместо предлога для сохранилась в некоторых говорах и простонародной речи.)

  1. Чтение теоретического материала и правила (с. 123, 124), беседа по прочитанному, комментарии учителя.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо - приказывает, про сит, советует выполнить.

Глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме 2-го лица. Они образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса -и или без суффикса: включу — включи, научу — научи, пою — пой.

Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам и не изменяются по временам и по родам.

Форма единственного числа имеет нулевое окончание. Форма множественного числа образуется от формы единственного чис­ла при помощи окончания -те: включите, научите, пойте. Если обращаются к одному лицу, то формы на -те означают вежливое обращение.

При выражении просьбы употребляются вводные слова: по­жалуйста, будьте добры, будьте любезны. Эти слова употребляют­ся только с глаголами повелительного наклонения.

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак, который сохраня­ется перед суффиксом -ся (-сь) и окончанием -те: отправься, по­ставьте, отрежьте.

  1. Упр. 548 — выразительное чтение стихотворения, коллек­тивное выполнение заданий на доске и в тетрадях.
  2. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

  1. Упр. 549 — выразительное чтение текста, коллективное выполнение с комментированием.

Комментарии

Самый важный призыв в тексте: “Украшай землю и жизнь!”

  1. Упр. 550 — выразительное чтение стихотворения, самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Комментарии

Поясним некоторые слова и формы слов: раззудиться — вы­жать охоту к чему-либо, раззадориться; пахнуть (не путать с оморфом пахнуть) — обдать струёй воздуха, тепла, запаха или по­веять; подкошенная — форма с ударением, которого требует ритм стихотворения (правильно: подкошенная); “Поклонись, цветы, / Головой земле!” — форма глагола в повелительном наклонении, единственное число в значении множественного.

Переходные глаголы: освежи, взволнуй.

  1. Упр. 551 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  2. Упр. 552 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
  3. Подведение итогов урока

— Какие действия обозначают глаголы в повелительном на­клонении?

— В какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении?

Домашнее задание

Учебник: § 93 (с. 121-124), упр. 553

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 553 — чтение по цепочке с комментированием поста­новки знаков препинания, морфологический и пунктуационный разбор на доске.)

Комментарии

Разноспрягаемый глагол — беги.

III. Самоопределение к деятельности

Запишите тему урока. Когда запишете, положите ручки и послушайте внимательно.

Вы запомнили глаголы из предыдущих фраз? Какие труд­ности могут возникнуть при их написании? (Можно оши­биться в написании гласных после ж и ш. В первом и третьем случаях у нас нет сомнений: на звук [ы], который обозначен буквой и, падает ударение. А вот во втором слове соответ­ствующий звук безударный.)

— Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы? Чем отлича­ются глаголы запишите и запишете? (Глагол запишите повелительного наклонения, а глагол запишете — изъявительного.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться правильно писать глаголы в изъявительном и по­велительном наклонении.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Чтобы правильно написать глагол, надо определить его на­клонение, вспомнить, от основы каких форм глагола образуются данные формы, и определить спряжение.

Запишите, положите — глаголы повелительного наклонения, которые образованы при помощи суффикса -и- в данном случае от основы будущего времени. Глагол записать I спряжения, положить II спряжения. Как видим, спряжение не влияет на написание: в обоих случаях пишется суффикс -и-.

Запишете — глагол изъявительного наклонения в форме будущего времени, множественного числа, 2-го лица. Мы уже выжили, что это глагол I спряжения, а значит, в окончании пишется буква е: запишете, запишешь, запишем.

Проверим глагол положить в этой же форме: положите — глагол II спряжения, а значит, в окончании пишется буква и: положите, положишь, положим. В данных двух случаях гласный окончания зависит от спряжения.

  1. Работа по учебнику

Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоя­тельных наблюдений” (с. 125).

Чтение теоретического материала (с. 125), беседа по про­читанному.

— В каких случаях в глаголах пишется -ете, а в каких —ите? (Во 2-м лице во множественном числе -ите пишется в пове­лительном наклонении независимо от спряжения (-и — суф­фикс) и у глаголов II спряжения (-и- — часть окончания); -ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения (-е — часть окончания).)

  1. Объяснительный диктант

1) Выберите слова, в которых есть мягкий знак. 2) Когда вымоете посуду, пойдёте гулять. 3) Укроете на зиму розы — они спокойно перези­муют. 4) Пожалуйста, выждите несколько минут, потом выключите свет.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

Упр. 555 — комментированное письмо.

Упр. 556 - самостоятельное выполнение.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 106 (третья колонка), 108 — самостоятельное выпол­нение.)

  1. Подведение итогов урока

— Как изменяются глаголы в повелительном наклонении?

— От каких форм глагола образуется повелительное накло­нение?

Домашнее задание

Учебник: § 93, упр. 557.

Ход урока 3

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 557 — проверка по цепочке, морфемный и морфологи­ческий разбор на доске.)

Комментарии

Глаголы в неопределённой форме: заниматься, переписать (Переходный).

III. Актуализация знаний

Запишите предложения. Объясните орфограммы и знаки препинания:

1) Когда постелете скатерть, разгладьте складки. 2) Вколите иголку в ткань, а затем выколите её с изнанки. 3) Вызволите птичку из клетки! 4) Если услышите звуки марша и выглянете в окно, увидите парад духо­вых оркестров.

  1. Самоопределение к деятельности

— Попробуем найти синтаксические синонимы одного из предложений, которое мы уже записали:

Вызволите птичку из клетки!

Вызволим птичку из клетки!

Пусть птичка вылетит из клетки!

— Как вы думаете, эти предложения синонимичны? (Это не абсолютные синонимы, но смысл примерно тот же.)

— Как образованы формы повелительного наклонения в по­лучившихся предложениях?

— Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какие задачи по­ставим? (Познакомиться со способами выражения повели­тельного наклонения.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

В первом предложении повелительное наклонение выражено формой 1-го лица множественного числа. Попробуем добавить частицу давай (давайте): “Давайте вызволим птичку из клетки!” Смысл и побудительная интонация сохранились.

Надо иметь в виду, что многое зависит от интонации и цели высказывания предложения. Если мы хотим сказать о своих намерениях, то получится то же предложение, но глагол будет стоять в изъявительном наклонении, интонация станет повествователь ной, а ещё, скорее всего, понадобится и местоимение: Мы вызволим птичку из клетки.

Во втором предложении повелительное наклонение выражено формой 3-го лица единственного числа с помощью частицы пусть.

Попробуем использовать форму 3-го лица множественною числа: Пускай птички вылетят из клетки! Мы взяли в помощь вариант частицы пусть — пускай.

Есть ещё один способ выражения повелительного наклонения через форму 3-го лица - с помощью частицы да. Этот споит применяется, когда хотят подчеркнуть значительность, торжественность высказывания.

Да будут помыслы чисты, а остальное всё приложится. (Б. Окуджава) “Да будет так!” — промолвил волшебник.

Итак, мы увидели, что повелительное наклонение может быть выражено не только своей собственной формой, но и формами изъявительного наклонения: 3-го лица единственного и множест­венного числа (с помощью частиц пусть, пускай, да) и формой 1-го лица множественного числа (с помощью частицы давай (да­вайте) или без неё).

  1. Работа по учебнику

(Упр. 558 - комментированное письмо.)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику

(Упр. 559 - самостоятельное выполнение с последующей про­веркой.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 109 - обсуждение вопроса и задания, составление предложений.)

  1. Практическое задание

— Выпишите из текста песни глаголы в разных формах по­велительного наклонения. Укажите, как образованы эти формы.

(Текст записан на доске. Предварительно учащиеся прослу­шивают песню в записи.)

Давайте негромко, давайте вполголоса,

Давайте простимся светло.

Неделя-другая, и мы успокоимся.

Что было, то было, прошло.

Конечно, ужасно, нелепо, бессмысленно,

Ах, как бы начало вернуть!

Начало вернуть невозможно, немыслимо,

И даже не думай, забудь.

Займёмся обедом, займёмся нарядами,

Заполним заботами быт.

Так легче, не так ли?

Так проще, не правда ли?

Не правда ли, меньше болит.

Не будем хитрить и судьбу заговаривать,

Ей-богу, не стоит труда.

Да-да, господа, не авось, не когда-нибудь

А больше уже никогда.

— Вспомните, в каком кинофильме звучала эта песня и кто её авторы. (“Прощальная песня” из кинофильма “Обыкновенное чудо” (муз. Г.И. Гладкова, сл. Ю. Ч. Кима).)

VII. Подведение итогов урока

— Что обозначают глаголы в повелительном наклонении? Как может быть выражено повелительное наклонение? Какие окончания имеют глаголы в повелительном накло­нении в единственном и множественном числе?

— В каких случаях на конце глагола в повелительном накло­нении пишется мягкий знак?

Домашнее задание

Учебник: § 93, упр. 560, 561 (подготовиться к сочинению).