ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Можно объединить эти уроки и отправить учеников «путешествовать» по станциям страны Орфографии, так как ими изучены все основные правила орфографии русского языка. Заранее предложите им придумать название станций, как их оформить, кто будет консультантом на этой станции. Предупредите, что в материалах (какую они будут иметь форму - теста, диктанта, перфокарты - пусть тоже решают сами) зачета-путешествия будет много слов из контрольного диктанта.

Например, станции «Корневая удалая», «Наречная», «Туманно-неопрелеленная», «Пре-приставочная», «Окончательная» и т. д. (веселые мордочки для оформления). «Включайте» фантазию детей, чтобы они оказались заинтересованными «путешественниками».

2-й вариант проведения этих уроков - тест по орфографии на первом уроке и составление аналогичного теста, но со своими примерами, взятыми из тетради для контрольных работ и из з'чеб- ника.

1. Вставьте пропущенные в корнях проверяемые безударные гласные.

Вып...лоть с...рняки, сильное потр...сение, разг...дать замысел, прим...рять пальто, прим...рять соперников.

2. Вставьте пропущенные в корнях непроверяемые безударные гласные.

Технический агр...гат, вкусный в..м...грет, инж..мерные войска, д...з...ртировать с фронта, составить к...нспект.

3. Вставы е в корнях слов чередующиеся гласные Е или И.

Отп...реть ворота, газовая заж...галка, у б...рать за собой, забл...стеть от дождя, подсч...тать расходы.

4. Вставьте в корнях слов чередующиеся гласные А или О.

Распол...житься у костра, к...сательная лилия, выг...реть па солнце, скл...питься над ребенком, разный возр...ст.

5. Вставьте О или Е после шипящих.

Сложный расч...т, подж...г здания, печ...шь пироги, подж...г сухую траву, тихий ш...рох.

6. Вставьте Ы или И после Ц.

Ц...ганский табор, процесс ц...ркуляции, смуглолиц...й юноша, участники демонстрац...и.

7. Вставьте корневое Ы или И после приставок.

Безынициативный студент, вз...гравшее самолюбие, без...мянный палец, раз...грать своих друзей, сверх...зысканные манеры.

8. Вставьте в корнях согласные Д или Т.

Глад...кая поверхность, га...кий утенок, ме...кий стрелок, леи...кий раствор, остроумная шу...ка.

9. Вставьте, где нужно, непроизносимый согласный.

Я...ственно слышать, вкусные я...ства, все безмол...ствует, предчу...ствовать беду, шефствовать по площади.

10. Вставьте Л или ЛЛ.

Художественная га...ерея. ко...екционировать марки, написать э...егию, книга с и...юстрациями, современная нове...а.

11. Вставьте, где нужно, Ъ или Ь.

Трудный под...ем, пред...явить билеты, солов...иная трель, красивый пивия...он, об...основанное суждение.

12. Вставьте, где нужно, Ь после шипящих.

Красивая реч..., испеч... пирог, потеряет... время, выйти замуж..., мороз жгуч... .

13. Вставьте в приставки 3 или С.

Бе... системное питание, ра... печатанное письмо.

бе...дарный поэт, бе...жалостное обращение, бе...характерный человек.

14. Вставьте в приставки пропущенные гласные Е или И.

Пр... творить дверь, пр...творять планы в жизнь, пр...искусный мастер, сделать пр...вивку, искатели приключений.

15. Вставьте необходимые гласные и согласные в суффиксы имен существительных.

Стройная вши...нка, сердце красав...цы, любимая книж...чка, постоянные подписчики, забой...ик в шахте.

16. Вставьте недостающие буквы в суффиксы имен прилагательных.

Дер...кий полет, белорус ...кий президент, засуши ...вый район, пориш...вые насосы, вдумч...вый исследователь.

17. Вставьте Е или И в окончания имен существительных в предложном падеже.

Присутствовать при бесед..., сообщать о трагеди..., в вестибюл... театра, побывать в крепост..., на морском побережь...

18. Вставьте Е или И в окончания глаголов.

Метко попада...шь, бор...тся с трудностями, оево...шь ремесло, одерж...т победу, направля...т парус.

19. Вставьте, где нужно, Ь в глаголах.

Спускает...ся с гор, умеет веселит...ся, ребенок боит...ся, решил принят...ся за дело, удаляет...ся за горизонт.

20. Вставьте необходимые гласные в суффиксы тлаголов.

Громко зала...ла, послыш...яся голос, не обид...лея на друга, замет...л опасность, увид...ла новую модель.

21. Вставьте необходимые гласные в суффиксы нричаст ий.

Числ...щиеся по штату сотрудники, грохоч...щий водопад, замеч...ипые крылатые ракеты, заслуш..лшый докгад, колебл...мые ветром листья.

22. Обозначьте слитное написание сложных слов цифрой 1, дефисное - 2.

Проведение (метео)наблюдений, (микро)процессориая техника, (научно)технический прогресс, (широко)экранный фильм, отрезать (пол)листа бумаги.

23. Вставьте Н или НН в имена существительные.

С трудом идти по песча...ику, слова ци...ика, молодой композитор-песе...ик, свяще...ик местной церкви, цветы на подоко...ике.

24. Вставьте Н или НН в имена прилагательные и причастия.

Деревя...ые украшения, краше...ые полы, покраше...ые волосы, мороже...ая рыба, орли...ый взгляд.

25. Вставьте Н или НН в краткие имена прилагательные и причастия.

Движения медле...ы, взгляды еди...ы, река скова...а морозом, пение моното...о, тесты провере...ы преподавателем.

26. Обозначьте слитное написание НЕ с именами существительными цифрой 1, раздельное - 2.

(Не)успехи по службе; (не)надежность сведений; (не)ряшливость в одежду; глубокая (не)приязнь; (не)друг, а враг.

27. Обозначьте слитное написание НЕ с местоимениями и наречиями цифрой 1, раздельное - 2.

(Не)чего спрашивать, (не)(у)кого спросить, ему всегда (не)когда, (не)глупо говорит, отвечал па зачете далеко (не)уверенно.

28. Обозначьте слитное написание НЕ с причастиями и прилагательными цифрой 1, раздельное - 2.

(Не)заботился о родителях, никого (не)спрашивая, (не)навидя хамство, (не) встретив ни души, (не)понимает задание.

29. Обозначьте слитное написание НЕ с причастиями и прилагательными цифрой 1, раздельное - 2.

(Не)нужен ребенку; в такой (не)привычной обстановке; (не)выполненное условие договора; никем (не)выполненное задание; (не)трудный, а легкий вопрос.

30. Вставьте Е или И.

Н... о чем не сожалел, н... с кем поговорить, там н...когда бывал и я, н... сколько не был похож:, н... раз напоминал об этом.

31. Обозначьте слитное написание предлогов цифрой 1, дефисное -2, раздельное - 3.

(Не)смотря на усталость, (в)следствие непогоды. (в)виду болезни, (в)связи с приездом гостей, (из)за недоразумения.

32. Обозначьте слитное написание слова цифрой 1, раздельное - 2.

Приют наш мал, за(то) спокоен.

Дорого, за(то) мило.

Благодарю вас за(то) приглашение.

33. Вставьте безударную гласную в корне.

Зал..вные, распростр..нять, з..вут, пр..вописание, ц..лебная.

34. Вставьте непроверяемою гласную в корне.

B..негрет, к..стрюля, б..гряный, г..нерал, пор..жение.

35. Вставьте, где нужно, удвоенную согласную.

Бас..ейн, ил..юстрация, искус..ный, мил..ион, юн..ый.

36. Вставьте, где нужно, непроизносимую согласную.

Поз..ний, извес..ное, бесстрас..но, уча..ствовать, чу..ствовать.

37. Вставьте согласную в слово.

Доро..ка, зы..кий, ре..кий, сва..ьба, полю..ник.

38. Вставьте, где нужно, Ь или Ъ.

C..экономить, п..еса, руч..и, с..езд, неб..ющийся.

39. Вставьте, где нужно, Ь.

Прижеч.., не тревож.., немощ.., пахуч.., рассчитает...

40. Вставьте в приставки согласные 3 или С.

Бе..форменный, и..мениться, ..десь, ..делать, ра..казать.

41. Вставьте О-A в корни с чередованием.

Р..стение, з..ря, заг..рать, к..снуться, прил..жение.

42. Вставьте И-Е в корни с чередованием.

Зан..маться, соч..тание, соб..ру, заж..гать, расст..лить.

43. Вставьте О-Ё.

Ш..лк, врач..м, холщ..вая. зайч..нок, горяч...

44. Вставьте Ы-И.

С улиц.., ц..фры, лисиц..н, ц..рковой, акац..я.

45. Вставьте Е-И.

О лекци.., для Мари.., о Дарь.., на тропинк.., в тетрад...

46. Вставьте Е-И.

Смотр..т, дыш..шь, увид..л, увид..м, бор..тся.

47. Слитно - раздельно.

(Не)быя, (не)готов, (не)аккуратность, (не)большой, (не)с(кем).

48. Вставьте Ы-И.

С верх...нициативный, без...звестный, контр...гра, раз...скивать, без...сходный.

49. Определите ПРЕ-ПРИ.

Пр...крыть, пр...мети, приключение, пр...одшеть, пр...пятетвия.

50. Вставьте Н-НН.

Сербря...ый, ветре...ый, стекля...ый, комары...ный, румя...ый.

51. Вставьте Е-И в суффиксы.

Нет врем..ни, ключ...к, талантл...вый, замоч...к, причудл...вый.

52. Слитно, раздельно, через дефис.

Бледно(розовый), юго(запад), кто(то), древне(русский), с (кем)нибудь.

53. Определите НЕ-НИ.

Н...(с)кем не разговаривай, (н...)кто не разговаривает, н...(с)кем поговорить, (н...)какая, н...(о)чем поговорить.