Правильное употребление имён существительных - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правильное употребление имён существительных - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Цели урока: 1) повторить сведения о группах языковых норм; 2) тренировать навык использования орфоэпического словаря для определения правильного произношения имён существительных; 3) совершенствовать умение учащихся составлять словосочетания на основе согласования с главным словом – несклоняемым именем существительным.

I. Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения с прямой речью (повторение – проверка домашнего задания к уроку 38)

Определим авторов наиболее интересных предложений, составленных в соответствии со схемами в задании 2 упражнения 278, и попросим их продиктовать один-два примера одноклассникам, а затем выслушаем сообщение ученика, подготовившего упражнение 283 (индивидуальное задание).

Предоставим возможность ученикам перечитать текст на с. 111, после чего предложим им закрыть учебники и записать приведённые в этом тексте примеры предложений с прямой речью под диктовку. Свои записи ребята проверят самостоятельно.

II. Языковые нормы (эпиграф, вопросы на с. 113)

В процессе обсуждения высказывания Л. И. Скворцова (эпиграф к параграфу) подведём учащихся к выводу, что правильность - необходимая характеристика речи, так как неправильная речь не может быть использована для общения.

В ходе беседы по первому вопросу на с. 113 отметим: “В разделе культура речи изучаются языковые нормы (правила), обеспечивающие правильность речи, но не всякая правильная речь является хорошей. Хорошей можно считать речь не только правильную, но и точную, ясную, чистую (свободную от засоряющих её элементов), логичную, уместную, богатую и выразительную. Чтобы овладеть хорошей речью, необходимо наблюдать за использованием языковых средств мастерами слова (писателями, деятелями культуры и искусства) и тренироваться в использовании богатств родного языка в собственной речи”.

III. Орфоэпические нормы. Свойства русского ударения (упр. 286 – 292)

Выполняя задание упражнения 286, учащиеся должны вспомнить следующее:

1) помета ... и ... указывает на равноценность вариантов произношения;

2) помета ... и доп. ... указывает на допустимость второго варианта (менее желательного варианта нормы, который находится в пределах правильного) и предпочтительность первого;

3) помета ... не рек. ... является запретительной, варианты, сопровождаемые этой пометой, находятся за пределами нормы;

4) помета ... нельзя ... является запретительной, варианты, сопровождаемые этой пометой, являются нарушением нормы.

По усмотрению учителя можно организовать хоровое проговаривание несклоняемых существительных иноязычного происхождения из упражнения 287 (по рядам или всем классом).

После того как ребята затранскрибируют приведённые в упражнении 288 термины, нацелим их на составление доказательного высказывания по теме задания 2. Важно, чтобы в ответах прозвучало указание на то, что тире является пунктуационным знаком, в то время как дефис – особый графический знак в виде короткой (в отличие от тире) горизонтальной чёрточки - используется для орфографически правильного оформления слов (юго-восток, пол-Москвы, из-за, из-под, по-хорошему, кто-нибудь), между элементами слов при сокращённом написании (30-ый участник, г-н Петров) между двумя словами (плащ-палатка, врач-терапевт); графический знак дефис используется также как знак переноса.

Организуем многократное хоровое орфографическое проговаривание вынесенных на плашку слов (с. 114): громко, с обычной интенсивностью, тихо, шёпотом – а затем рекомендуем запомнить графическое начертание этих слов и записать их в тетрадь. После выполнения задания 2 определим автора наиболее интересного по содержанию предложения.

Чтобы очевидными стали различия в произношении падежных форм омофонов груздь и грусть (упражнение 290), предложим поставить эти существительные в форму родительного падежа единственного числа. Ученики обратят внимание на то, что согласные д и т в слабой позиции (на конце слова) обозначают один звук - [т'] (мягкость согласного обозначена мягким знаком), а оказавшись в сильной позиции (перед гласной), обозначают разные звуки - [д'] и [т'] соответственно.

Попросим семиклассников вспомнить и назвать основные свойства русского ударения (разноместность и подвижность) и определить его роль (различение слов и форм одного слова). Предоставим возможность воспользоваться при ответе записью, предварительно составленной на доске учителем, например: сόлнце – земля – жалюзѝ – распределѐние; язык - языкά, прыжόк – прыжкѝ; кружки – кружкѝ, άтлас – атлάс, рѐки - рекѝ.

Ознакомившись с содержанием текста на с. 114 – 115, ребята заполняют таблицу в упражнении 292 пятью примерами, выбирая их из приведённого списка слов, и показывают на этих примерах смыслоразличительную роль русского ударения.

III. Грамматические нормы (упр. 295, 296, 298)

Попросим семиклассников объяснить, для чего необходимы грамматические нормы, и в случае необходимости в слабом классе напомним, что грамматические нормы включают морфологические нормы, регулирующие правильное изменение слов – образование различных грамматических форм, и синтаксические нормы, регулирующие правильное соединение слов в словосочетании и предложении.

Предоставим возможность учащимся самостоятельно выполнить упражнение 295, а затем проведём совместную проверку.

В слабом классе напомним, что имя прилагательное обычно согласуется со сложносокращённым словом (аббревиатурой) в том роде, к которому относится главное слово словосочетания, из начальных букв или звуков которого это сложносокращённое слово (аббревиатура) составлено.

По своему усмотрению учитель может предложить ребятам слова для справок, например: продемонстрировать, пригласить, распределить, выпустить, разработать, участвовать, выразить, показать, запрограммировать, осуществить, поместиться.

Распределим задание 2 упражнения 298 по вариантам: ученики I варианта устно составят предложения с первой группой форм, ученики II варианта поработают со второй группой. По истечении отведённого на эту работу времени (2 – 3 минуты) ребята дают свои ответы.

Д. з.: 1) упр. 294, 299; 2) индивидуальные задания – упр. 293, 297.