Способы образования наречий. Не и ни в наречиях - НАРЕЧИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Способы образования наречий. Не и ни в наречиях - НАРЕЧИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: повторить морфологический и неморфологический способы образования слов и на этой основе дать общее представление о способах образования наречий; показать условия выбора на письме буквы е в приставке не- и буквы и в приставке ни-, опознавательный признак данной орфограммы; формировать умения использовать опознавательный признак данной орфограммы.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Что русский язык — один из богатейших языков

в мире, в этом нет никакого сомнения.

В. Г. Белинский

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Какие степени сравнения имеют наречия?

• Как образуется сравнительная степень?

• Как образуется превосходная степень?


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Язык на протяжении всей своей истории активно пополняется наречиями. Как это происходит?

Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы отмирания одних слов и рождение других. Но так как развитие языка происходит медленно, постепенно, старые формы обычно сразу и бесследно не исчезают.


IV. Изучение нового материала

1. Работа с таблицами


Морфологический способ

Неморфологический способ

1) При помощи суффиксов (самый продуктивный): богатырски, весело.

2) При помощи приставки и суффикса одновременно: посередине, вдвоем.

3) При помощи приставки (непродуктивный, таких наречий немного): назавтра, повсюду, невесело, доныне.

4) При помощи сложения основ с одновременным присоединением суффикса: мимоходом, мимолетом

1) Путём перехода одной части речи в другую: шагом, весной.

Весной (когда?) я приехал в деревню. Лошадь шла шагом (как?).

В этом случае: а) нужно пользоваться словарем, в котором дан точный перечень слов, перешедших в наречие; б) учесть, что определить такие наречия можно только в контексте.

2) Путём слияния двух-трёх знаменательных слов: сейчас.

3) Путём слияния предлога со знаменательной частью речи: сначала


Правописание не, ни с наречиями


С отрицательными всегда слитно:

негде

нигде

некуда

никуда

неоткуда

ниоткуда

некогда

никогда

несколько

нисколько

На -о (-е)

1. Употребляется ли без не?

2. Проверь, есть ли пиши слитно:

а) противопоставление; нелепо,

б) отрицательные слова неряшливо,

нисколько, никогда; ненавистно,

в) слова далеко, вовсе, ненасытно

отнюдь.

Пиши слитно Пиши раздельно

Невесело (не весело, а грустно)

никому не весело

НО:

не мудрено не зазорно

не стыдно не страшно и др.


далеко не весело

Другие случаи:

Недаром (не без основания)

Не даром (небесплатно)

Ненароком

Не нарочно

Не к добру

Не к спеху

Не под силу

Не по плечу

Не в зачёт

Не в пример

Не раз (много раз)

Ни разу (ни одного раза)

Не навек

Не иначе

Не так



V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

а) Запишите сначала примеры с местоимениями, затем — с наречиями. Объясните выбор гласной в приставке ни-, слитное и раздельное написание не и ни. Какие примеры вам придется записывать дважды? Нимало не беспокоился; ни от кого не зависел; неоткуда позвонить; некуда деться; не к кому обратиться; нигде ничего не заметил; негде заночевать; никак не мог привыкнуть; никакой тревоги не наблюдалось; нисколько не опоздал; несколько поотстал; заметил несколько человек; ничуть ни в ком не сомневался; ниоткуда не ждал помощи; неоткуда ему появиться; ни от чего не отказался.

б) Переведите с украинского языка на русский. Сравните и объясните орфограммы в наречиях и местоимениях украинского и русского языков.

Ніде нікого не побачив; нема де зупинитись; ні про що не розпитував; ані трохи не шкодував; ні з ким не зустрівся; нема куди податися; ні від кого не чув; нізвідкіля не чути голосів.

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнения 439, 441, 444 (письменно).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• От каких частей речи образуются наречия?

• С помощью каких приставок и суффиксов?

• От чего зависит написание не и ни в наречиях?

• Когда не с наречиями пишется раздельно?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника (С. 174—175).

2. Выполнить упражнение 445 (письменно).