Изложения - ПРИЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Изложения - ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендации учителя перед изложением

При первом чтении текста учителем важно не просто слушать, а слышать текст, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею: с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить функциональный стиль и тип речи (описание, повествование, рассуждение). Чтобы не отвлекаться, можно слушать с закрытыми глазами.

Если это описание, постарайтесь вслед за автором представить предмет описания, мысленно увидеть картину, “фотографию”, о которой идет речь. Если текст повествует о чем-либо, зафиксируйте во время чтения последовательность действий, событий, запишите на “кинопленку” памяти. В случае рассуждения постарайтесь уловить его логику, последовательность, определить тезис, аргументы, вывод. Во всех случаях необходимо почувствовать особенности авторского стиля, чтобы частично передать их в своей работе.

После первого прочтения набросайте на черновике план, запишите к нему запомнившиеся ключевые слова. Учтите, что план не надо переписывать в чистовик, он нужен только для предварительной работы над изложением для восстановления в памяти содержания текста, его последовательности, структуры, для правильного распределения вашего текста на абзацы. План может состоять из ключевых слов, из вопросов, из авторских выражений, из кратких подзаголовков.

Изложение 1

Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.

Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.

Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу.

(225 слов) (По К.И. Чуковскому)

Задания

1. Озаглавьте текст.

2. Ответьте на вопрос: “Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?”

Изложение 2

В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.

Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.

В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура. Интеллектуальные машины капризны - отзываются на малейшее охлаждение и потепление. Вокруг машин обычно толчется много народу. Большей частью это программисты. У всех нерешенные срочные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их.

(152 слова) (По В.Ф. Тендрякову)

Задания

1. Озаглавьте текст.

2. Расскажите об одном из уголков своего родного города.

Изложение 3

С Тузиком я встретился в июле.

Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Почему-то на мешке написано было “Пичугин”. Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.

И вот я спал однажды под елками в мешке “Пичугин”.

Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, чтоб побрить. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.

Страшного увидел я “парикмахера”.

Надо мной висела черная и лохматая собачья рожа с желтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, этот пес облизывал мое лицо.

Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал “парикмахер” и ласково бил в грудь чугунными лапами.

“Это тебе подарок! - кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. - Тузик звать!”

Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок - Тузик - наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.

(202 слова) (По Ю.И. Ковалю)

Задания

1. Озаглавьте текст.

2. Случались ли с вами какие-нибудь забавные истории? Расскажите об одной из них.