Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: вспомнить правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных; познакомить учащихся с особенностями склонения причастий; формировать умение правильно писать окончания причастий.

Личностные УУД. Умение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности. Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Коммуникативные УУД. Эффективное сотрудничество с учителями и сверстниками в процессе учебной деятельности.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Упр. 77 (по цепочке). Первый ученик рассказывает о причастии как части речи; второй записывает на доске примеры, готовясь рассказать об окончаниях прилагательных; третий выполняет задание на доске. Требуется грамотно списать и указать, к какой части речи принадлежат выделенные слова.

1) Под л..жачий кам..нь вода (не)течёт. 2) И нез..ряженное ружьё стреля..т. 3) Сокол с лёту хвата..т, а ворона и с.дячего (не)пойма..т. 4) Х..рошая книга — луч..ший друг. 5) Новых друз..й наж..вай, а старых (не)утрачивай. 6) Дающая рука (не)отб..лит, б..рущая (не)..тсохнет. (Пословицы)

II. Освоение нового материала. Работа с § 13.

III. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа с учебником. Упр. 80. Комментированное письмо. Упр. 81. Выполняют его ученики самостоятельно с последующей проверкой.

2. Поиск ошибок в окончаниях причастий (устно).

■ 1) Над портом стоит мутно-голубое небо, потемневшое от пыли. 2) Волны, закованные в гранит, бьются о борта судов и ропщут, загрязнённые разным хламом. 3) Солнце почти не отражается в воде, рассекаемой ударами вёсел, пароходных винтов, острыми килями судов, борющехся с высокими морскими волнами. 4) Люди казались ничтожными по сравнению с окружающеми их вагонами и грудами товаров. (М. Горький)

IV. Словарная работа. Составляются предложения со словами из § 13—14.

V. Тестовые задания.

1. В каком варианте все окончания причастий пишутся с буквой е?

а) по колющ..му предмету; о блестящ..м выступлении; всепобеждающ..е добро; щелкунчик кол..т орехи

б) прелесть заходящ..го солнца; скачущ..й по ветвям белкой; заглянувш..й в окно месяц; выглянувш..й луной

в) мерцавш..го света; открывшейся калиткой; рядом с разрушивш..йся колонной; от качающ..йся лодки

2. В каком варианте все окончания причастий пишутся с буквой и?

а) журчащ..ми весной ручьями; появившемся вдруг ветром; участивш..йся пульс; струящ..йся поток

б) сотрудник, засидевш..йся на работе; кричащ..му ребёнку; скулящ..й пёс; сидяч..й образ жизни

в) немигающ..й взор; ничего не понимающ..й зверёк; заколочен..ми на зиму окнами; команда, не привыкш..я проигрывать

VI. Домашнее задание. § 13. Упр. 82, 84. Запомнить словарные слова.