Слитное и раздельное написание не с причастиями - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Слитное и раздельное написание не с причастиями - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: вспомнить правописание не с прилагательными и глаголами; познакомить с правилом написания не с причастиями; формировать умение грамотно писать не с причастиями.

Личностные УУД. Принятие ответственности за оценивание чужого труда. Познавательные УУД. Извлечение и структурирование информации. Осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение слушать и вступать в диалог.

Ход уроков

I. Объяснительный диктант. Учащиеся выходят к доске по очереди и записывают по 2—3 словосочетания.

■ Нелепый поступок; надеть некрасивый плащ; необычная сила; мои недоразумения; весьма нерешительный шаг; движения неторопливы; не весёлый, а вдумчивый человек; дело не спорится; не замалчивать недостатки; не мог не прийти; некто из провинции; никто не явился; несколько великоват; необходимость переменить разговор; нельзя не заметить; не рад подарку; не склонен сомневаться.

Учитель отдельно подчёркивает, что прилагательные не рад, не склонен (подобно прилагательным не должен, не обязан, не готов, не расположен) пишутся с не раздельно.

II. Освоение нового материала. Опираясь на материал § 26, ученики составляют таблицу “Написание не с причастиями”.

III. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа с учебником. Упр. 153. Выполняется устно. Учитель напоминает, что краткую форму страдательного причастия (не вывезены — что сделаны?) нужно отличать от глаголов прошедшего времени (не вывезли — что сделали?, суффикс -л- в слове и в вопросе). Упр. 154. Комментированное письмо. Упр. 156 (1-й вариант — запись предложений 1—3; 2-й вариант — предложений 4—6). Упр. 158. Устный разбор; запись в тетрадях.

2. Дополнение к основному правилу. Учитель сообщает, что не с причастиями пишется раздельно при наличии сочетаний отнюдь не, вовсе не, далеко не. Например: Человек, вовсе не умеющий плавать, не должен отходить от берега далеко. Я пришёл в школу совсем не подготовленный. Ученики записывают предложения в тетради.

Записывают свои предложения с двумя любыми словосочетаниями.

IV. Диктант с взаимопроверкой. Без образца. Проверяющий ученик подписывается. Учитель выставляет две оценки: за написание диктанта и за проверку.

■ Скромная, не раскрывающаяся сразу красота русской природы вызывает неповторимое чувство щемящей грусти. Как трогателен первый снег! Как манит он дальюнепроторённых дорог! Сколько песен сложено о юной красавице в сарафане из серебряной парчи. Прелестна безветренная и румяная зорька, умывающаяся рассыпчатым снегом. Такая прелесть нигде и никем не видана. Русской зимы нельзя не любить. Люди, не знающие её, не налюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера. (По Н. Ткаченко)

V. Тестовые задания.

1. В каких вариантах не пишется раздельно?

а) (не)поражение, а успех

б) очень (не)красивый

в) вовсе (не)горячий

г) (не)законченная книга

2. В каких вариантах не пишется слитно?

а) очень (не)дальновидный

б) (не)прибранная комната

в) совсем (не)ласковый

г) (не)оказанная вовремя помощь

3. В каких вариантах не пишется раздельно?

а) повесть (не)написана

б) (не)терпеливый, а вспыльчивый

в) (не)активный, зато отзывчивый

г) нигде (не)выступающий

4. В каких вариантах не пишется слитно?

а) (не)прекращающийся дождь

б) (не)решённый директором вопрос

в) (не)превзойдённый оратор

г) никем (не)превзойдённый

VI. Домашнее задание: Урок 41. § 26. Упр. 155. Урок 42. Упр. 157. Повторить правила написания не с разными частями речи, подготовить 4—6 вопросов на эту тему.