Раздельное и дефисное написание частиц - Частица - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Раздельное и дефисное написание частиц - Частица - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: познакомить учащихся с раздельным и дефисным написанием частиц; закрепить знания о смысловых частицах; формировать умение писать слова с частицами бы, ли, же, -то, -ка.

Личностные УУД. Воспитание уважительного отношения к результатам труда окружающих. Познавательные УУД. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Учитель отбирает грамотно оформленные и наиболее интересные таблицы. Представление таблиц классу сопровождается пояснениями авторов. Упр. 374 (по цепочке). Морфологический разбор слов выполняется на доске.

II. Освоение нового материала. Беседа по § 69.

III. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа с учебником. Упр. 420. Комментированное письмо. Упр. 421. Письменное выполнение с предшествующим разбором. Упр. 422. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

2. Работа по распечаткам. Учащимся даётся задание вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, обозначить условия выбора орфограмм. Форма учебной деятельности — “Лингвистическая эстафета”.

■ Кот попался этим(же) вечером. (К. Паустовский) 2) Всегда(то) ты меня обижаешь. (В. Вересаев) 3) В то(же) время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие, и покровительство. (М. Пришвин) 4) Петька за(то) был совершенно доволен: он продрался сквозь кусты куда(то) в сторону... (В. Вересаев) 5) Наверное, то(же) самое делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. (М. Пришвин) 6) Дупла дятлов приходится искать точно так(же), как и грибы: всё время напряжённо смотришь перед собой по сторонам, куда только хватает зрения, и всё (в)низ и (в)низ, хотя дупла дятлов, конечно, (в)верху. (М. Пришвин) 7) Ну, наконец(то), вот теперь всё пойдёт прекрасно. (И. Бунин) 8) Подойди(ка) (ко)мне, Серёжа! (С. Аксаков)

IV. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

— Как отличить сочетания слов то же, так же, что бы от союзов тоже, также, чтобы? (Союзы также, тоже можно заменить союзом и, а союз чтобы — составным союзом для того чтобы.)

— Какие частицы пишутся раздельно со словами? (Бы, же, ли.)

— Какие частицы пишутся через дефис? (-То, -либо, -нибудь, -ка.)

V. Домашнее задание. § 69. Упр. 425.