загрузка...

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

I полугодие

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок № 20. ТИРЕ МЕЖДУ ПОД ЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ. СОГЛАСОВАНИЕ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цели:

1. Закрепление умения употреблять тире между подлежащим и сказуемым.

2. Формирование умения конструировать предложения по схемам.

3. Формирование умения согласовывать главные члены предложения.

Оборудование, наглядность: таблица «Тире между подлежащим и сказуемым», раздаточный материал (карточки 1 и 2).

Ход урока

I. Урок можно «начать» ещё на перемене. Входным билетом в кабинет будет карточка со схемой.

Задание: ответьте, в такой конструкции нужно тире или нет?

Предложить сформулировать цель урока каждому для себя.

 

II. Проверка домашнего задания.

1. Выборочное чтение.

Задание: прочитайте из упр. 74 сначала предложения с тире, потом без него; объяснение лишь в том случае, если ошиблись.

2. Объясните, почему нет тире в предложениях упр. 75.

 

III. Закрепление изученного.

1. Выборочный диктант с самопроверкой.

Задание: записать номера предложений в два столбика, с тире и без тире.

1) Знание - это сила.

2) Умный смех как прекрасный источник энергии.

3) Эти равнины словно бескрайнее море.

4) Бедность не порок.

5) Наша Волга - самая красивая река.

6) Я всем чужой.

7) Жизнь прожить - не поле перейти.

Самопроверка по схемам на доске, подготовленным заранее. Особо сказать о 7-м предложении: не относится к дополнению, а не к сказуемому.

2. Деловая игра «Я учитель».

Задание: проверьте «работы учеников», найдите неправильный вариант, объясните, в чём их ошибка.

1) Уметь слушать - это великое искусство.

2) Дежурный сегодня Семёнов.

3) Это против нашего закона - поминать старое.

4) Первый долг человека - передавать другим своё ремесло.

5) Стать художником - моя мечта.

Неправильно определена основа в 5-м предложении, поменяли места подлежащее и сказуемое.

3. Исследование языкового материала.

Объясните употребление тире в отрывке стихотворения М. Цветаевой, посвящённом А. Блоку (запись па доске или через проектор).

Имя твоё - птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твоё - пять букв.

Мячик„ пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Роль тире - создание образа при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза; речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. Можно объяснить, что в слове «Блок» до революции 1917 года было 5 букв «Блокъ».

4. Проверочная работа.

Учитель: На карточках раздаточного материала поставьте, где надо, тире между подлежащим и сказуемым; где не надо, обведите номер предложения в кружок.

Карточка 1

1) Сердца такие же моторы, душа такой же двигатель.

2) Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра.

3) Старость не радость.

4) Пятью пять двадцать пять.

5) Славные люди наши соседи.

6) Великое дело новость.

7) Человек вот правда жизни.

8) Южная ночь таинственна и прекрасна.

9) Чувствовать себя выше людей удовольствие всё-таки.

10) Цело художника рождать радость.

Карточка 2

1) Ученье вот чума, учёность вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений

2) Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

3) Лень и есть лень, слабость и есть слабость.

4) Моя солдатская шинель как печать отвержения

5) Но объяснение не оправдание.

6) Фёдор знал, что Артём свой парень.

7) Природа не храм, а мастерская.

8) Море чудесное, синее, нежное.

9) Твои речи будто острый нож.

10) Все неудачники лгуны.

11) Преодолеть препятствие вот наша задача.

 

IV. Исследование языкового материала.

1. С. 49, правило согласования главных членов предложения.

2. Карандашом выполнить упр. 80.

 

V. Домашнее задание.

Упр. 77 или 78 и 79; 81 или 82, основываясь на теоретическом материале на с. 49. Задание выполняется к уроку 22.





загрузка...
загрузка...