загрузка...

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

I полугодие

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок № 2. ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ И МОРФОЛОГИИ: НАПИСАНИЕ «Н-НН» В СУФФИКСАХ

 

Цели:

1. Закрепить умение различать части речи, в особенности прилагательное и причастие.

2. Контроль знания теоретических положений о написании н-нн

3. Закрепление умения применять правило по алгоритму.

Оборудование, наглядность: таблица-алгоритм «Написание н-нн».

Ход урока

Оформление записи на доске, в тетради.

I. Лингвистическая разминка.

Учитель: Перечислите с примерами части речи, встретившиеся в упр. 4. Есть ли в упр. 8 причастие? (Нет.) Как вы различили прилагательное и причастие? Об этом и о написании н-нн в суффиксах пойдет речь на сегодняшнем уроке.

 

II. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 7. Дополните краткую форму прилагательного там, где возможно. В ней столько же «н», сколько и в полной. Например: «жизненна».

2. Упр. 10. Главное отличие написания н-нн у кратких прилагательных и причастий: у кратких причастий всегда пишется одна буква «н» в суффиксе. (См. схему-алгоритм на следующей странице).

 

III. Актуализация знаний.

1. Выборочный диктант.

Задание: выписать словосочетания с прилагательными, наречиями, причастиями в суффиксах.

В ясный весенний день ранним утром мы собрались на охоту. Я надел кожаную куртку длинные охотничьи сапоги. Мой юный спутник был в обыкновенном костюме, стареньком шерстяном свитере, полотняной рубашке. Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченную в молоке просоленную рыбу, варёную картошку, маринованные огурцы.

В этом месте можно сделать паузу и попросить прочитать словосочетания.

Продолжение работы.

Мы пошли вдоль песчаного берега реки. Деревянный мостик соединил деревню с большим лиственным лесом. Бесчисленные мошки вились непрошеными гостями над некошеным лугом в этот тихий, безветренный день.

Проверка.

2. Работа со схемой-алгоритмом. Объясните написание слов, в которых ошиблись.

3. Словообразование.

Задание: от глаголов «варить», «солить», «мостить» образовать два слова с -н- и два слова с -нн-. Например, варёные, солёные и сваренные, засоленные. Проверьте себя по алгоритму.

 

СХЕМА-АЛГОРИТМ

 

4. Анализ языкового материала: различение кратких прилагательных среднего рода и наречий.

• Упр. 11 - карандашом.

• Упр. 12 - два любых слова в словосочетаниях записать.

• Упр. 13 + комплексный анализ текста: выписать слова или словосочетания с н-нн: синтаксическое задание 2 словообразовательное задание 3, морфологическое задание - перечислить части речи в 1-м абзаце.

 

IV. Контроль усвоения.

Задание: читаются слова с н-нн (по три слова). Надо записать только количество «н» в суффиксе. Сколько читать строчек и какие - на усмотрение учителя в зависимости от подготовленности класса

1

2

3

деревянный дом

крашеный пол

ветреный день

срублено дерево

покрашенные полы

покрашена дверь

ледяной дом

погашены огни

гружёный вагон

варёный горох

соединены вместе

выдуманная история

истинный друг

нечаянно

равнинная даль

украшенный класс

построенный дом

прочитана книга

написано мною

медленный ритм

туманна даль

старинный дом

решённая задача

озлоблена

серебряный кулон

услышанный шум

брошенный мяч

блюда изысканны

она рассеянна

лица сосредоточенны

деньги изысканы

рассеяны ветром

сосредоточено в лесу

Проверка. Можно предложить записать слова, в которых ошиблись.

 

V. Домашнее задание.

Дополнительно упр. 12, перфокарта из 18 слов; упр. 14 - словосочетания, сначала составить с н-нн, потом остальные; упр. 16 - по три слова.





загрузка...
загрузка...