загрузка...

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

I полугодие

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок № 38. БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цели:

1. Формирование умения определять безличное предложение и характеризовать его.

2. Закрепление умения составлять лингвистический рассказ по схеме.

Оборудование, наглядность: схема «Виды односоставных предложений», раздаточный материал.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. На доске: задание из комплексного анализа текста упр. 404 (задания 1,4-7).

2. Опрос: по схеме рассказ об односоставных предложениях и о безличных. Примеры - из предложений, написанных на доске.

На доске строчки из стихотворений Ф. И. Тютчева (или на листах раздаточного материала).

1) Нам не дано предугадать, (инфинитив)

   Как наше слово отзовется...

2) Смотри, как роща зеленеет.

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет (безличный глагол)

От каждой ветки и листа.

3) На небе гаснут облака...

   Уж поздно. Вечереет день... (наречие без слова «быть»)

4) Но мне не страшен мрак ночной.

   Не жаль скуднеющего дня. (Краткие прилагательные)

5) Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени. (Наречие с глаголом)

6) Нет дня чтобы душа не ныла»

Не изнывала б о былом...

(Искала слов, не находила,

И сохла, сохла с каждым днём)

Укажите, чем выражено сказуемое в каждом предложении, определите, что оно обозначает (душевное, физическое состояние человека, его настроение; состояние природы, окружающей среды; отрицание чего-либо; возможность или невозможность чего-либо). Если данное задание трудно для выполнения, так как надо не только определить значение сказуемых, но и найти их в каждом отрывке, выделить их из сложного предложения, то можно рекомендовать другие предложения.

1. Было душно.

2. Придорожным мёдом веяло с гречих.

3. Кому-нибудь не спится в прекрасном далеке.

4. В мире красок чище нет.

6. Дожить бы до рассвета.

 

II. Изучение нового материала.

Запишите предложения с доски, подчеркните основы, докажите, что это безличные предложения, укажите, чем выражено сказуемое, определите по схеме или используйте материал на с. 84.

 

III. Закрепление нового материала.

1. Конструирование предложений.

Задание: переделайте двусоставное предложение в безличное, запишите его.

Я нездоров. -                        Мне нездоровится.

Малыш не спит. -                  Малышу не спится.

Приближается вечер. -        Вечереет.

Снег замёл дорогу. -             Снегом замело дорогу.

У тебя есть книга? -              У тебя нет книги?

2. Упр. 132, 133 устно, спросить как можно больше учащихся.

3. Конструирование предложений по схемам, [двусоставное], и [безличное], [безличное], и [безличное]; [определённо-личное], и [безличное].

Удачные предложения записать на доске, графически объяснить, обратить внимание на запятые.

 

IV. Домашнее задание:

упр. 134. На выбор упр. 135 или из стихотворений М. Лермонтова выписать односоставные предложения разных видов.





загрузка...
загрузка...