загрузка...

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

II полугодие

 

III ЧЕТВЕРТЬ

 

Урок № 61. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

 

Цели:

1. Дать понятие о вводности как речевой категории.

2. Дать информацию об основных группах вводных слов.

3. Формирование умения выразительного чтения с интонацией вводности, умения опознавать вводные слова в тексте, определять их смысловое значение.

4. Формирование умения ставить знаки препинания.

Оборудование, наглядность: карточки с вводными словами.

Ход урока

I. Синтаксическая разминка.

1. Определите синтаксическую роль слова весна в предложениях, поставьте знаки препинания.

1) Весна и осень, лето и зима - все времена года прекрасны по-своему.

2) Мечты, любовь, голубое небо, аромат свежести - это весна.

3) Дни весны долгожданны, но коротки,

4) Приближение весны кажется чудом.

5) Жду, весна, твоих первых дней, освещённых лучами яркого солнца и согретых песней жаворонка

6) Весной, кажется, обостряются чувства людей, делая их более восприимчивыми ко всему.

2. Синтаксическая роль слова кажется в 4-м и 6-м предложениях. (В 4-м предложении - сказуемое, в 6-м - вводное слово.) Об этом речевом явлении мы будем говорить сегодня на уроке.

 

II. Изучение нового материала.

1. Самостоятельно § 29.

Задание: составьте три схемы, письменно ответьте, что нужно знать о вводной конструкции.

• Выражает отношение к тому, о чём сообщается;

• не является членом предложения;

• выделяется интонацией вводности в устной речи и запятыми в письменной речи.

• Схемы: ..., вв. сл,... ; вв. сл,... ; ...,вв. сл.

2. Упр. 202 устно, выразительно прочитывая; затем 2-3-е предложения записать, оформив графически объяснение, устно смысл предложения и то, как он меняется.

3. Упр. 205 - изучение таблицы.

 

III. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 208. 1-е предложение устно, 2-е - письменно на доске, 3-е - самостоятельно. Или, если успешно справились с упр. 202, - 1-е устно, 2-е или 3-е самостоятельно на выбор.

2. Тестовый контроль.

Цель: первичная диагностика усвоения

Задание: укажите номер правильного варианта, вводное слово выписать. Можно и нужно пользоваться информацией на с. 127-128.

1) В этом предложении вводное слово обозначает различную степень уверенности.

1-й вариант

А) А за деревнею -

Дыра,

И в ту дыру, наверно,

Спускаюсь солнце каждый раз

Медленно и верно.

Б) Годков тому, примерно, пять

   Помещик некий в лес заехал погулять.

В) К счастью, Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа.

Г) Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.

2-й вариант

A) Мы долго кружили по наполненному птицами заливу и, разумеется, заблудились.

Б) В палате синий слабенький ночник. Уже, наверное, далеко за полночь.

B) Но, к великой моей досаде, Швабрин решительно заявил, что песня моя нехороша.

Г) В тот же миг за моей спиной

Засмеялся звонок трамвайный

Ну, конечно же, надо мной.

 

2) В этом предложении вводное слово обозначает различные чувства.

1-й вариант

A) Светится что-то и странно тревожит –

   Может быть, солнце, а может, луна.

Б) К своему полному разочарованию, мальчик не видел ни плачущих ив, ни серого неба.

B) Грозный вид дворника охватил его сверхъестественным ужасом. Но, к счастью, этот столбняк продолжался недолго.

Г) Андрей с недоумением оглядывался, должно быть, ослеплённый темнотой.

2-й вариант

A) Из всех певчих птиц, пожалуй, самая близкая к человеку птица - скворец.

Б) Может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг.

B) К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит.

Г) К счастью, погода была тихая, а пруд словно заснул.

 

3) В этом предложении вводное слово указывает на источник сообщения.

1-й вариант

A) А уж первый взвод, наверно,

   Достигает шестом земли.

Б) По мнению здешних учёных, этот провал не что иное, как угасший кратер.

B) До речки было недалеко. и, по их расчёту, Ваня должен был скоро возвратиться.

Г) Кажется, в целом мире нет никого меня счастливей.

2-й вариант

A) К сожалению, в этот раз мне это дело не удалось.

Б) Каждый, конечно, испытал чувство сопричастности делам своей Родины.

B) По словам знатоков, разливы Оки оставляют на лугах прекрасный ил.

Г) Но всё же морская ловля не может, по-моему, сравниться с речной.

 

4) В этом предложении вводное слово указывает на порядок мысли.

1-й вариант

A) Итак, я вам советую, как приятель, быть осторожнее.

Б) Вот, наконец, и материнский дом, колючий садик, крыша с петушком.

B) В письме матери было послано, во-первых, благословение, во-вторых, поклоны всех и, наконец, известия о домашних делах.

2-й вариант

A) Счастья я не искал: всё мне некогда было,

   И оно меня, кажется, не находило.

Б) Дождусь её и вынужу признание: кто, наконец, ей мил?

B) Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно.

 

5) Различайте вводные слова и члены предложения. В этом предложении есть вводные слова, их надо выделить запятыми.

1-й вариант

A) Мы хозяина, кажется, утомили

Б) Небо, опрокинутое над степью, кажется страшно глубоким и прозрачным.

B) Размена чувств и мыслей между нами не может быть.

Г) Люди, может быть, месяц в пути, и назад не вернет их ни страх, ни железная сила.

2-й вариант

А) Чайки над мачтами с криками вьются –

   Может быть, плачут, а может, смеются.

Б) И он впервые подумал, как темно может быть сейчас на душе у директора.

В) Правда, в этом месте дорога круто сворачивает в другую сторону.

Г) Правда глаза колет.

 

Ответы:

1-й вариант: 1. А (наверно), Б (примерно). 2. Б (к моему полному разочарованию), В (к счастью). 3. Б (по мнению здешних учёных), В (по их расчетам). 4. А (итак), Б (наконец), В (во-первых, во-вторых, в-третьих). 5. А, Г.

2-й вариант: 1. А (разумеется), Б (наверное), Г (конечно же). 2. В (к счастью), Г (к счастью). 3. В (по словам знатоков), Г (по-моему). 4. Б (наконец), В (итак). 5. А, В.

 

IV. Домашнее задание:

составить аналогично классной работе тест с заданием «В этом предложении вводные слова указывают на приемы и способы оформления мысли»; упр. 212 карандашом, вставить запятые и буквы; упр. 241 письменно.





загрузка...
загрузка...