загрузка...

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

II полугодие

 

III ЧЕТВЕРТЬ

 

Урок № 78. ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ

 

Цели:

1. Закрепление умения обособления определений.

2. Формирование умения обособления приложений.

3. Закрепление умения конструировать предложения по схемам и читать схемы.

Ход урока

I. Орфографическая разминка.

1. Беседа.

Учитель: Чем может быть выражено определение? (Чаще всего существительным, прилагательным, причастием, местоимением.) Наша задача - во время орфографической разминки вспомнить, как эти части речи пишутся с не. Напоминаю основное правило - не с именными частями речи пишется слитно. Но есть «но». Вспомните эти случаи, объясняя написание слов: далеко не красавица, вовсе не горячо, речка неглубокая, но быстрая, не о чем спорить, не боящийся опасности.

2. Орфографическая «дуэль».

Победителем выходит тот, кто не ошибётся ни разу.

Нестерпимая боль, неугасающий костёр, не думающий о будущем, негодующий от возмущения из-за несправедливости, отнюдь не заинтересованный нашим предложением, не прекращающийся, а усиливающийся дождь, лес не хвойный, нелепый поступок, неряшливо сделано, недалеко от неглубокого озера, вовсе не правильный ответ, в нерешительности перед неприступной преградой, неточные расчёты, неунывающие глаза, не нагретая солнцем земля, неподвижная фигура, невероятно красивый, необъяснимый факт.

Проверка. Те слова, в которых ошиблись, записать ещё раз, графически обозначить, надписать часть речи.

 

II. Повторение изученного.

1. Чтение схем, расстановка в них знаков препинания.

Учитель: Во всех ли схемах можно однозначно ставить или не ставить запятые? (Нет. В четвёртой схеме может быть запятая при условии, что причастный оборот имеет обстоятельственное значение или что главное слово - личное местоимение.)

image40

2. Конструирование предложений.

Составьте два предложения, используя слова из орфографической разминки и схемы.

 

III. Изучение нового материала.

1. Анализ синтаксических конструкций.

Задание: запишите под диктовку несколько предложений (каждое с новой строчки), поставьте знаки препинания так, как подсказывают пунктуационное чутьё и интуиция.

• Алёна, далеко не красавица, привлекала всех своим обаянием и жизнерадостностью.

• Толик, как самый неунывающий, был выбран командиром.

• Володя, нерешительный человек, не мог произнести ни слова в свою защиту.

2. Самопроверка, самостоятельное изучение нового материала. Проверьте себя по теоретическому материалу, изложенному на с. 147-148 и с. 157.

Учитель: Что общего в этих предложениях? (В них есть обособленные приложения.) Прочитайте их вместе с главным словом, задавая вопрос. Обратите внимание, что приложение - это определение, выраженное существительным в том же падеже, что и главное слово, которое характеризует предмет с новой стороны.

 

IV. Закрепление изученного.

1. Устный анализ предложений с приложениями.

Упр. 266 - оставшиеся предложения (1, 3, 4, 11) устно, называя приложения. Упр. 267, объяснить причины обособления приложений.

2. Творческое задание

Упр. 270 (3 любых предложения), 271 (одно любое). По одному примеру можно записать на доске в качестве примера.

 

V. Домашнее задание.

Упр. 269 (2-е задание), 271 (2 любых), 272. Карандашом 273.





загрузка...
загрузка...