загрузка...

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

I полугодие

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок № 8. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1. ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

 

Цели:

1. Контроль усвоения правил орфографии.

2. Контроль сформированности навыков лингвистического анализа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание обстановки психологического комфорта.

 

II. Диктант.

Возможные варианты:

1-й - из методических рекомендаций под редакцией М. М. Разумовской.

2-й. * * *

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а потом резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина, здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зеленым леском. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью, Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу; ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями от похода.

(147 слов)

Грамматическое задание.

      I вариант                                    II вариант

1) Проведите синтаксический разбор предложения, отмеченного          

          *(I)                                          **(II)

2) Выписать по два глагола с орфограммой «Безударная гласная в корне».

     проверяемая                              чередующаяся

3) Разобрать по составу

     Расстилалась                            наслаждались

 

3-й. В дороге из Петербурга в Москву

Поезд, отправлявшийся из Петербурга четвёртого июня 1880 года, носил совершенно своеобразный характер. В его вагонах сошлись очень многие представители литературы и искусства и депутаты от различных обществ и учреждений. Они ехали в Москву для участия в открытии памятника Александру Пушкину.

Общность цели скоро сблизила всех в радостном ощущении, что впоследствии А. Н. Островский назвал «праздником на нашей улице».

Хорошему настроению соответствовал прекрасный летний день, сменившийся тёплым и ясным лунным вечером.

В поезде оказался некто Мюнстер, знавший наизусть почти все стихотворения Пушкина и прекрасно их декламировавший. Когда смерклось, он согласился прочесть некоторые из них. Весть об этом облетела поезд, и вскоре в длинном вагоне первого класса на откинутых креслах и па полу разместились чуть ли не все ехавшие. Короткая летняя ночь прошла в благоговейном слушании.

Когда Мюнстер окончил чтение, на середину вагона выступил Яков Полонский и прочёл своё прелестное стихотворение, предназначенное для будущих празднеств. За ним последовал Плещеев, тоже со стихотворением для этой цели. Все мы встретили восходящее солнце растроганные и умилённые.

(По Ф. Кони)                                                          (163 слова)

Грамматическое задание.

1) Найдите причастие и причастный оборот, сделайте морфологический и морфемный разбор причастия; графическое обозначение знаков препинания при причастном обороте.

2) Разберите по составу:

I  вариант - представители, сменившийся, облетела;

II вариант - разместились, растроганные, скоро.

3) Назовите 2-3 орфограммы, встретившиеся в тексте, приведите примеры из текста.

 

4-й. Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов)                                            (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступавших строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, определите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относительное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с причастным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).

Можно предложить следующую методику подготовки к контрольной работе: за 3-4 урока на стенде «Учись учиться» вывесить 4 варианта диктанта, предложив изучить их, спросить о непонятном написании или пунктуации. Это поможет предотвратить многие ошибки в контрольной работе, создаст ситуацию успеха, станет мотивацией для закрепления знаний и возможностью получить более высокую отметку, но не за списывание, а за осознанное изучение.





загрузка...
загрузка...