загрузка...

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

II полугодие

 

IV ЧЕТВЕРТЬ

 

Урок № 93. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

 

Цели:

1. Закрепление умения пунктуационного оформления предложений с прямой речью.

2. Формирование умения строить предложения с прямой речью.

Наглядность, оборудование: таблица «Знаки препинания при прямой речи».

Ход урока

I.  Лексическая «пятиминутка».

1. Задание: за 2 минуты придумать и записать глаголы «говорения».

2. Выборочная запись.

Задание: выпишите из слов автора в предложениях только глаголы «говорения» с эмоционально окрашенными наречиями.

1) «Ну что ж, - возопил вдруг Оболдуй. - Что ещё ждать?»

2) «Начинать, начинать», - одобрительно подхвати! Николай Иванович

3) «Начнём, пожалуй», - хладнокровно и с самоуверенной улыбочкой промолвил он.

4) «Я готов», - с волнением произнёс Яша.

5) «Ну, начинайте, ребятки, начинайте», - пропищал Моргач.

6) Оболдуй залепетал; «Тебе это делать, тебе!».

7) «Не спите», - весело окликнул он Машу

8) «Мне хочется стать оператором ЭВМ», - признался мальчик.

 

II. Тренировочные упражнения.

1 Конструирование предложений.

Задание: добавьте в предложения слова автора, используя разные глаголы.

1) Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до её истоков.

2) Тише! Слышите, как заливается соловей?

3) Что делать? Идти дальше под дождём или целый день сидеть в избе?

4) Поезд подошёл к станции. Начинайте погрузку!

2. Графический диктант.

Задание: составьте схемы предыдущих предложений, затем схемы диктуемых предложений. Можно пользоваться схемами нас. 184-186.

1) «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон приснился» - сказал один генерал. - Вижу, будто живу я на необитаемом острове». «П, -а. - П».

2) «Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!» - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита. «П!» - а.

3) Другой генерал, взяв у товарища газету, прочёл следующее: «Из Тулы пишут: вчерашнего дня был в здешнем клубе фестиваль». А: «П».

4) « Что же мы будем делать? - продолжал он сквозь слезы. - Ежели теперича доклад написать - какая польза из этого выйдет?» «П?- а. - П?»

5) «Из всех сражений, - говорил Наполеон, - самое ужасное то, которое я дал под Москвой». «П, -а, - п».

Задание: какое предложение лишнее и почему? Несколько вариантов: с точки зрения принадлежности литературному произведению (5), расположения слов автора (5), по цели высказывания (4), по интонации (2) и др.

3. Упр. 326 по вариантам.

 

III. Закрепление изученного.

1. Объяснительный диктант.

Самый богатый человек на земле - писатель Поколение за поколением жадно черпает живую, острую мысль и вечный зов к самому высокому, ещё не достигнутому. «Стремление к космическим полётам, - писал К. Э. Циолковский, - заложено во мне известным фантазёром Жюлем Верном». Академик В. А. Обручев признавался: «Путешественником и исследователем Азии я сделался благодаря чтению романов Жюля Верна».

Учитель: Как вы понимаете первое предложение?

Составить схемы 3-го и 4-го предложений, графически показать знаки препинания в 1-м и 2-м предложениях.

2. Творческое списывание.

Упр. 327. 1-е предложение - по заданию тремя способами.

 

IV. Домашнее задание:

упр. 327 (письменно или карандашом), § 37, упр. 329 карандашом.





загрузка...
загрузка...