Знаки препинания при однородных членах предложения, обособленных конструкциях и вводных словах (повторение изученного в 8 классе)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Знаки препинания при однородных членах предложения, обособленных конструкциях и вводных словах (повторение изученного в 8 классе)

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Три лесные птицы очень близкие между собой родственники совсем по-разному ведут себя, когда к их заповедным лесам приближается человек со своими полями. (не)переносит близости человека уходит все дальше и дальше в глушь. наоборот так прилаживается к хозяйству человека, что из лесного становится полевым и пасется во ржи в овсе в гречихе. А прячется оставаясь на прежних местах и (ни)чем (не)поступясь (ни)куда (не)уходит но и с полей (ни)чего (не) берет.

(По М. Пришвину)

Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно восстановить в трех предложениях пропущенные слова. В предложении, в котором есть только однородные члены, пропущено слово глухарь. В предложении с однородными членами и обособленными обстоятельствами нужно дописать слово рябчик. В предложении с однородными членами и вводным словом говорится о тетереве.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель. Напишите восстановленный отрывок из рассказа М. Пришвина «Рябчики». Поставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором имеется обособленное приложение.

2. Расскажите о написании слов с не, сгруппировав их по орфограммам.

3. Составьте цепочку слов таким образом, чтобы количество букв в корне постепенно увеличивалось. Начните со слова, в корне которого две буквы.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Еще раз обратимся к отрывку, с которым мы работали. Подумайте, в каких синтаксических конструкциях вы ставили знаки препинания. Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Знаки препинания при однородных членах предложения, обособленных конструкциях и вводных словах.

Учитель. Учитывая тему урока, поставьте его цель.

Цель урока: повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах, обособленных конструкциях и вводных словах; совершенствовать умение оформлять их в устной и письменной речи.


3. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

I. Дождик прошел и все кругом засверкало. Мы по тропе пробитой ногами прохожих вышли из леса. При самом выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево перевидевшее не одно поколение людей. Теперь оно совершенно умершее стало как говорят лесники «сухостоем».

(По М. Пришвину)

II. Росла елочка конечно в тени оттого сучья у нее когда- то были опущены вниз. Теперь же после выборочной рубки она очутилась на свету и каждый сук ее естественно стал расти кверху. Наверно и нижние ветки со временем поднялись бы но ветки эти соприкоснувшись с землей выпустили корешки и прицепились.

(По М. Пришвину)

Учитель. Мы проведем работу на примере произведений писателя и любителя природы М. М. Пришвина. Прочитайте две зарисовки из рассказов «Сухостойное дерево» и «Лесной хозяин». Напишите их по вариантам. Учащиеся первого варианта будут работать с зарисовкой, состоящей из сложных предложений, в каждом из которых есть вводные слова. Сделайте устное сообщение о преобладающих в зарисовке синтаксических конструкциях. Учащимся второго варианта предстоит написать зарисовку, состоящую из простых предложений, в большинстве которых имеются обособленные определения. Сделайте устное сообщение о преобладающих в зарисовке синтаксических конструкциях. Поставьте недостающие знаки препинания.

Учащиеся повторяют правила о постановке знаков препинания при вводных словах и обособленных определениях.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Используя зарисовки, составьте словарные диктанты. Первый вариант — из слов с неповторяющимися орфограммами. Второй — с повторяющимися.

2. Найдите общее и различия в словах людей и землей.


Упражнение 2

I. Наверно вы слышали эту историю. Один охотник пришел на болото и его собака сделала стойку по дупелю. В тот самый момент, когда охотник направился к собаке, ему подают телеграмму, и он, не помня себя, бежит к лошади. Долго спустя вспомнил, что оставил в болоте собаку на стойке по дупелю. И махнул рукой на собаку. Через год является на то же место с другой собакой. И увидел, что на том же месте где прошлый год собака стояла, теперь в той же позе скелет ее стоит, и дупель тоже умер на месте и тоже превратился в скелет.

(М. Пришвин «Лада»)

II. Соболь небольшой меньше кошки зверек. Водится он только у нас в России в сибирской тайге. В старину шкурки соболя были деньгами и на них как на золото можно было покупать всякие товары. Да и теперь соболий мех один из самых драгоценных в мире и оттого охотники преследовали и уничтожали зверька не заботясь о будущем. Даже на далекой Камчатке соболь начал исчезать и скоро наверно исчез бы навсегда с лица земли как исчезало немало зверей которых теперь мы знаем только по скелетам и чучелам в музеях. К счастью наука успела взять в свои руки соболиное дело. Соболей стали разводить в неволе.

(М. Пришвин «Звери-кормилицы»)

Учитель. Прочитайте еще два отрывка из рассказов М. Пришвина. Напишите тот из них, в котором появились новые синтаксические конструкции, по сравнению с двумя предыдущими отрывками. Поставьте пропущенные знаки препинания.

Учащиеся повторяют правило об уточняющих членах предложения.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Найдите синтаксические конструкции по теме урока в простых, а затем в сложных предложениях отрывка из рассказа «Лада».

2. Продолжите работу по составлению словарного диктанта, используя слова из рассказа «Звери-кормилицы». Первый вариант работает с неповторяющимися, второй — с повторяющимися орфограммами.

3. Назовите грамматическую основу предложения, в подлежащем и сказуемом которого одинаковое количество букв.

4. Среди простых предложений выделите одно по самостоятельно найденному признаку.


Упражнение 3

Учитель. В книгах М. Пришвина есть одна, очень короткая заметка «Под снегом»: «Удалось услышать, как мышь под снегом грызет корешок». Вчитайтесь в нее. На ее основе напишите небольшую зарисовку так, чтобы она, по возможности, больше соответствовала теме урока. (Задание может выполняться в группах или в парах. Возможный вариант:

В лесу стоит тишина, безграничная и всеобъемлющая. Слышно, как под снежным покровом, сверкающим и пушистым, грызет корешок мышь. Несмотря на внешнюю свою безжизненность, лес полон жизни и движения. Нужно только суметь услышать звуки этой жизни и, услышав, понять их. Бесспорно, велика радость человека, сумевшего обнаружить одну из маленьких сокровенных тайн природы.)


4. Итог урока

Учитель. Назовите самые трудные для вас случаи выделения синтаксических конструкций запятыми из числа тех, о которых шла речь на уроке.

Одни учащиеся называют трудные случаи, другие дают короткие пояснения. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.