ОПРЕДЕЛЕНИЕ - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОПРЕДЕЛЕНИЕ - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: обобщение сведений об определении, известных учащимся по курсу V—VII классов; формирование умений: 1) различать согласованные определения; 2) определять способы их выражения; 3) использовать в речи определения для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи.


I. Проверка домашнего задания.


II. Орфографическая работа.

Невысохшие капли росы; ничем не прикрытая голова; не глубокое, а мелкое озеро; некому рассказать; не думая ни о чем; невспаханное поле; никем не проверенный маршрут; недостает терпения; не тронутые предыюльской жарой; работа не проверена; негромко всхлипнула; недорогой, а красивый ситец.


III. Знакомство с новым материалом.

1. Запись предложений.

Учащиеся должны, выделив грамматическую основу, найти определения.

Образец записи:

Способы выражения определений:


прилагательное


1) Гришутка внимательно следил за одиноко кружившимися в воздухе снеговыми хлопьями. (Д. Григорович.) 2) Первый сборник рассказов Чехова вышел в 1884 году. 3) Моя игра понравилась зрителям.

При анализе предложений предлагается выделить словосочетания, связанные способом согласования. Дается понятие согласованных определений.

2. Упр. 172 (устно).

3. Чтение и анализ примеров § 17 (о несогласованных определениях); упр. 174 (устно).

4. Запись под диктовку.

Учащиеся указывают вид определения.

I. 1) Где роза без шипов растет? (Г. Державин.) 2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.) 3) Немного дальше росла черемуха потолще.

II. 1) Я совершенно утратил способность писать. 2) Вблизи дороги стояли полевые цветы самых разнообразных размеров, формы, окраски. 3) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. Платье из тюля просвечивало на ее розовом теле.

(Ю. Олеша.)

5. Синтаксический разбор предложения if а ветхую крышу дома склонились длинные ветви плакучей ивы.

— Что такое эпитет? (Художественное, образное определение.)

— Найдите эпитет в данном предложении. (Плакучей.)

— Почему остальные определения не являются эпитетами? (Прилагательные, которые сообщают определенные сведения, нужные для понимания смысла, но не создают художественного образа, эпитетами не являются. Это те прилагательные, которые употребляются не в переносном, а в прямом смысле. С помощью эпитета не только ярко, образно рисуется предмет — через него передаются чувства говорящего или пишущего, чувства сопереживания.)

— Какие определения к слову осина из данного ряда слов, на ваш взгляд, являются эпитетами?

На опушке леса стояла осина (горькая, высокая, голая, дрожащая, тонкая, прямая, трепещущая, унылая, старая, сонная, чахлая, нарядная, серебристая).

6. Чтение отрывков из стихотворений С. Есенина; выяснение, какие определения являются эпитетами.

1) Я помню осенние ночи, березовый шорох теней. 2) Никнут шелковые травы, пахнет смолистой сосной. 3) Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь. 4) Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие края. 5) Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.


Домашнее задание: подготовиться к контрольному словарному диктанту; упр. 173, 176.

Индивидуальные задания: 1) подобрать из стихотворений или прозаических произведений различных авторов примеры использования эпитетов, определить их роль в произведении;

2) подготовить сообщение на тему «Как пользоваться словарем эпитетов русского языка» (авторы К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло; обратить внимание на построение словарной статьи, на то, какими частями речи могут быть выражены эпитеты); 3) используя «Словарь синонимов русского языка», подобрать к слову красный (желтый, синий — по выбору) прилагательные, которые могут употребляться в качестве: а) простых определений; б) эпитетов (доказать, составив с ними предложения).