КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - Урок 3 - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

Уроки Русского языка в 8 классе

КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - Урок 3 - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

I. Проверка домашнего задания.


II. На доске и в тетрадях записывается тема «Правописание гласной в корне».

1. Работа с алгоритмом.

Чтобы не ошибиться в написании буквы безударного гласного в корне, необходимо:

1) определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;

2) выбрать способ проверки гласного в корне.


ЕСЛИ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ


проверяются ударением, то надо:

определить значение слова (или корня);

подобрать к нему другую форму слова или однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался под ударением

Букву о в безударных корнях глаголов совершенного вида и образованных от них слов нельзя проверять глаголами несовершенного вида на -ывать, -ивать: но не заглатывать.)

непроверяемые, проверить написание слова надо по словарю


чередующиеся, необходимо вспомнить условия выбора гласной в корне



2. Работа с таблицами.

(В слабом классе целесообразно коллективное составление таблицы. При достаточном количестве отпечатанных экземпляров или при использовании графопроектора время на работу с ней значительно сокращается.)


ЗАПОМНИТЕ КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ! НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ УДАРЕНИЕМ!


image3

е — и







Пишется и, если после корня стоит суффикс -а-.


image4


Запомните: седок, седло, но: сидеть, сидение, сиделка.



image5

о — а


Перед ж пишется о, перед г — а.




Пишется а, если после корня стоит суффикс -а-.



Пишется а перед ст (щ), в остальных случаях — о.






(исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль)


ЗАВИСЯТ ОТ УДАРЕНИЯ!


image8

Под ударением — а, без ударения — о.


Без ударения — а, под ударением — то, что слышится.


image9


ВИДЫ ОРФОГРАММ — ГЛАСНЫХ В КОРНЕ


Безударные проверяемые

гласные

Безударные непроверяемые гласные

Чередующиеся гласные

Буквы ё (о) после шипящих

Буквы и, а, у после шипящих

Буквы и(ы) после ц

желтый


шел


шов (искл.)

цитата


станция


цыган (искл.)


III. Запись в ученический словарь.

Наважде’ние (на + ва’дити — манить, обманывать, клеветать) —

Обаяние (о + ба’ять — говорить красиво, околдовывать словами; рассказывать ба’йки; краснобай).


IV. Предупредительный диктант.

Учащиеся должны определить вид орфограммы-гласной в корне, устно объяснить ее выбор; указать части речи.

Будто какое-то наваждение, роскошный цветок, кое-кто разочаровал, поглощает запахи в течение минуты, доставлять наслаждение, шаловливая девчонка, обвевает лицо, посвятить рассказ, туман расстилается, дрова догорают, развивать ребенка, что-то блеснуло на солнце, изображать героя, увлекаться спортом, сочетание цветов, неиссякающий родничок, лес обнажился, отягощенные ветки, благословить на подвиг, увядание природы, сильное впечатление, замирать от восторга, произрастает в долине, непостижимое решение, облегчить участь, обличить в измене, интересная цитата, жесткое сиденье, желтая акация, тихий шорох, обаятельный юноша, новые шорты.


V. Запись под диктовку с объяснением орфограмм, знаков препинания.

1) Звуки росли и укреплялись, становились более мощными, будто объединяли замиравшую от восторга толпу. 2) Одинаково очаровывают и доставляют наслаждение развевающиеся на ветру летом густые кроны деревьев и обнажившиеся по осени ветки с последними висящими на них листьями. 3) Веселая тропинка вилась в поле, то теряясь в высокой пшенице, то снова явственно проступая, маня за собой к маленькой речонке. 4) Во все времена находились люди, считавшие, что через просвещение лежит путь к свободе, потому что оно изменяет мир, снаряжает человека в путь по жизни, развивает его ум и способности, благословляет на самостоятельное принятие ответственных решений.

— Приведите примеры однокоренных слов к слову просвещение. Знаете ли вы устойчивые сочетания с этим корнем? (На белом свете, увидеть свет, свет не сошелся клином, ни за что на свете, в розовом свете, проливать свет, ни свет ни заря и т. д.) Объясните их значения.


Домашнее задание: упр. 15.