загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М. М. РАЗУМОВСКОЙ И ДР.

РЕЧЬ

Уроки 11. Способы и средства связи предложений в тексте

Цели: обобщить и систематизировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте; дать понятие о «данном» и «новом» в предложении; учить анализировать и строить различные типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.

Планируемые результаты: знание способов и средств связи предложений в тексте; владение элементами анализа текста; умения выразительно читать текст, пользоваться средствами связи предложений в тексте, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 38 — чтение и обсуждение сочинений.)

III. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о тексте

— Что такое текст?

— Какие свойства присущи тексту?

— Что такое тема текста?

— Что называется основной мыслью текста?

— Какие виды связи предложений вы знаете?

— Чем отличаются эти виды связи?

Комментарии

Текст — это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость.

Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли. Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль — это то, ради чего написан текст.

Связность между предложениями характеризуется цепной и параллельной связями.

Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.

Параллельная связь — соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.

При цепной связи предложение связывается с предыдущим при помощи лексического и грамматического повтора (повторяется какое-либо слово), замены слова синонимом, местоимением. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются с помощью одинакового порядка слов, антонимов, одинакового начала, одинаковой цели высказывания.

Средства связи.

Лексические — лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы.

Морфологические — союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов.

Синтаксические — порядок слов, синтаксический параллелизм (предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол», парцелляция (выделение какого-то члена предложения: после него ставится точка, оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста), неполные предложения, вводные слова и предложения.

Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретического материала (с. 24, 26).)

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 39 — устное выполнение.

2. Упр. 41 — выразительное чтение текста, обсуждение заданий.

3. Упр. 42 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

4. Упр. 40 — подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова «Домик с красной крышей».

V. Подведение итогов урока

— Что такое «данное» и «новое» в предложении?

— Какие средства используются для связи предложений в «данном»?

— Что такое коммуникативное намерение?

Домашнее задание

Упр. 40 (написать сочинение).





загрузка...
загрузка...