загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 11. Основные единицы синтаксиса

Цели: повторить основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); показать основные признаки синтаксических единиц; развивать умение вычленять синтаксические единицы в тексте; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы; формирование мотивации к изучению предмета.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Просклоняйте имена собственные: Анастасия, Василий.

И. Анастасия, Василий

Р. Анастасии, Василия

Д. Анастасии, Василию

В. Анастасию, Василия

Т. Анастасией, Василием

П. об Анастасии, о Василии

— Каковы особенности склонения существительных на -ий, -ия, -ие?

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Синтаксис (от греч. syntaxis — составление) — раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения.

Тема «Синтаксис. Пунктуация» рассчитана на изучение не только в 8, но и в 9 классе. В этом году мы будем заниматься словосочетанием и простым предложением, в следующем — сложным предложением.

2. Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений (с. 25, 26).

2. Упр. 37 — запись в тетрадях названий синтаксических единиц с указанием их функций.

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 38 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

2. Упр. 39 — подготовка к выразительному чтению стихотворения Н. М. Рубцова, обсуждение вопросов и заданий, грамматические разборы на доске.

Комментарии

Обратим внимание на инверсию в предложениях для синтаксического и пунктуационного разбора, выделим словосочетания спокойные тени, сонный крик.

V. Подведение итогов урока

— Назовите основные единицы синтаксиса. (Слово, словосочетание, предложение, текст.)

— В чём особенность изучения слов в синтаксисе? (Слова изучаются как члены предложения.)

— Какую функцию выполняет словосочетание? (Номинативную: оно служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.)

— Для чего служат предложение и текст? (Текст и предложение — коммуникативные единицы, они служат для общения, обмена мыслями, чувствами.)

Домашнее задание

1. § 6.

2. Упр. 39 (подготовить выразительное чтение стихотворения), 40.





загрузка...
загрузка...