загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 14. Словосочетание как единица синтаксиса

Цели: актуализировать знания о словосочетании; учить характеризовать словосочетание как единицу синтаксиса, выделять словосочетания в тексте, конструировать и составлять их схемы; развивать навыки устной и письменной речи.

Планируемые результаты: знание признаков словосочетания, его функций; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы; владение навыками описания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Запишите предложение.

Скворёнушка — небольшая лесная речка.

— Выполните синтаксический разбор предложения (в том числе выделить словосочетания).

— Выполните фонетический разбор слова лесная, морфемный и словообразовательный разбор слова речка, морфологический разбор слова небольшая.

(Четыре человека работают у доски.)

III. Проверка домашнего задания

1. Рассказ о предложении как единице синтаксиса.

2. Упр. 53 — обсуждение вопроса.

Дополнительные вопросы

— Какой смысл имело данное предложение для вас?

— Почему одно и то же предложение может иметь разный смысл для разных людей?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 33, 34).)

Комментарии

Словосочетание — это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание называет предметы, действия, признаки конкретнее, чем слово. Оно состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается по вопросу от главного слова к зависимому. Зависимое слово (слова) уточняет(ют) смысл главного. Например: хорошая погода, плохая погода, погода в апреле. Главное слово (погода) уточняется зависимыми, к которым от главного ставится вопрос. Главное слово может быть выражено любой самостоятельной частью речи. Грамматические средства связи слов в словосочетаниях: окончание, предлог. (Подбор примеров из фрагмента очерка К. Паустовского.)

Признаки словосочетания.

1) Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи. Так, около дома не является словосочетанием, это существительное с предлогом, а предлог — служебная часть речи.

2) Одно из слов в словосочетании зависит от другого. Например, летит и кружится — два независимых слова, соединённых сочинительной связью, а не словосочетание.

3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. Ветер стих не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащее и сказуемое.

2. Упр. 54 — обсуждение задания.

Вывод: возможность сочетания слов зависит от их лексического значения.

3. Упр. 55, 56 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

4. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 35, 36).

5. Упр. 58 — комментированное письмо.

V. Подведение итогов урока

— Что такое словосочетание?

— Как оно строится?

— Какой частью речи может быть выражено главное слово в словосочетании?

— Как связаны между собой словосочетания?

— Какие средства связи слов в словосочетании вы знаете?

Домашнее задание

1. § 9.

2. Упр. 57.





загрузка...
загрузка...