загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 15. Виды словосочетаний

Цели: учить определять виды словосочетаний, конструировать словосочетания и составлять их схемы; показать возможности художественной выразительности словосочетаний; развивать навыки устной и письменной речи.

Планируемые результаты: знание видов словосочетаний; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1) Окруже..а лесом, смышлё..ый малыш, работал сосредоточе..о.

2) Езже..ые-переезже..ые, ветре..ый день, краше..ый охрой.

3) Непуга..ые птицы, жёва..ая бумага, занесе..ы в списки.

4) Насыпа..ы листья, золочё..ая рамка, получе..о от отца.

— В каких рядах во всех словах на месте пропуска пишется одна буква н! (3, 4.)

III. Проверка домашнего задания

1. Рассказ о словосочетании как единице синтаксиса.

2. Упр. 57 — чтение и обсуждение творческих работ.

IV. Работа по теме урока

1. Обсуждение вопроса

— Как могут сочетаться между собой части речи?

2. Слово учителя

Грамматическая форма словосочетания — это его строение, схема. Схема может быть условной, содержать только названия частей речи. Например: олимпийское движение — «прил. + сущ.», преодолеть препятствие — «глаг. + сущ.», увлекаться спортом — «глаг. + сущ.», слишком быстро — «нареч. + нареч.» и т. д. Более конкретная схема указывает на формы зависимого слова: уверенный в себе — «прил. + предлог + мест, в Д. п.». Местоимение выражает зависимость от главного слова формой падежа, которая не изменяется при изменении главного слова: уверенного в себе, уверенному в себе и т. д.

По морфологической принадлежности словосочетания делятся на три вида: именные (главное слово — имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), глагольные (главное слово — глагол или его формы) и наречные (главное слово — наречие).

3. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 36).)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 59 — комментированное письмо, морфологический разбор на доске.

2. Упр. 61 — обсуждение вопроса, письменное выполнение.

Комментарии

Близкие по лексическому и грамматическому значению словосочетания называются синонимичными.

Можно заменить синонимичными словосочетаниями: редакторская правка, грамота на берёсте, лист клёна, солнечный луч, норковая шуба, бассейн для плавания, небо в звёздах.

Нельзя заменить синонимичными словосочетаниями: цветастый платок, письмо друга, идти лесом.

3. Упр. 62 — чтение текста, обсуждение заданий, морфемный разбор на доске.

Комментарии

Необычным соединением слов достигается художественная выразительность текста. В основе таких необычных соединений лежит метафора.

4. Упр. 63 — комментированное письмо.

Комментарии

Обратим внимание на двоякий смысл выражения вбивать клин. Оно может иметь как прямое значение (вколачивать заострённый книзу кусок дерева или металла), так и переносное (разобщать, делать кого-либо чужими, враждебными друг другу).

2. Практическое задание

— Выберите словосочетания из лингвистической разминки, определите их вид.

VI. Подведение итогов урока

— Назовите виды словосочетаний.

— По каким признакам выделяются виды словосочетаний?

— Что надо знать, чтобы построить схему словосочетания?

Домашнее задание

1. § 10.

2. Упр. 60.





загрузка...
загрузка...