Синтаксические связи слов в словосочетаниях - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Синтаксические связи слов в словосочетаниях - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с основными видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание); учить определять виды связи слов в словосочетаниях; закреплять понятия о строении и значении словосочетаний; дать понятие о синонимичных словосочетаниях; закреплять умения конструировать словосочетания и составлять их схемы; развивать культуру речи.

Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять виды связи слов в словосочетаниях, составлять схемы словосочетаний, обнаруживать и устранять речевые ошибки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Запишите словосочетания в три столбика: именные, глагольные, наречные.

Осенняя пора, виртуозно играть, очень весело, довольно прохладно, часы остановились, сидеть за партой, прекрасное настроение, второй урок, читать лёжа, румяное яблоко.

— Какое сочетание слов не вошло ни в одну колонку? Почему?

(Часы остановились — грамматическая основа.)

III. Проверка домашнего задания

— Расскажите о видах словосочетаний.

(Упр. 60 — чтение примеров и определение видов словосочетаний.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

1. Чтение определения для заучивания (с. 39).

2. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 39).

2. Слово учителя

Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трёх видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи — согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: ранняя осень — ранней осени, своя игра — свою игру, пятый элемент — пятым элементом, лечащий врач — лечащему врачу.

2) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе — учусь в школе, товарищ по школе — товарища по школе, встретить вас — встретил вас, поддержать оступившегося — поддержали оступившегося.

3) Если зависимое слово — наречие, деепричастие или начальная форма глагола, это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая, собираюсь уехать.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 64 — комментированное письмо.

2. Упр. 65 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

3. Упр. 66 — устное выполнение.

Комментарии

Исправленный вариант: молодой доцент, внимательный доктор, талантливый профессор.

4. Упр. 68 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Комментарии

Предложное управление: забота о жизни народа, писать о событиях за рубежом, заплатить за билет, контроль за работой, наблюдать за порядком, спорить об условиях игры.

Беспредложное управление: озабоченность судьбой страны, описывать каникулы в деревне, оплатить проезд, контролировать работу, установить порядок, обсуждать условия игры.

5. Упр. 69 — устное выполнение.

Комментарии

Не являются словосочетаниями: поверхностно и формально, конфликты и конфликтные ситуации (связь сочинительная), из-под дома (существительное с предлогом), всходит луна (грамматическая основа).

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 40).

— Устно составьте с этими словами предложения.

VI. Подведение итогов урока

— Назовите виды синтаксической связи слов в словосочетаниях.

— Что характерно для каждого вида связи?

Домашнее задание

1. § 11.

2. Упр. 67, 70.

3. Контрольные вопросы (с. 44).