загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Урок 19. Порядок слов в предложении. Интонация

Цели: закреплять изученное о предложении; дать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении; развивать умение выразительно читать текст, предложения, меняя логическое ударение, порядок слов; совершенствовать навыки устной речи.

Планируемые результаты: знание интонационных средств; понимание роли интонации в предложении; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять роль порядка слов в предложении, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 76 — пересказ текста в соответствии с заданием.)

III. Актуализация знаний

— Запишите предложения, выделите грамматическую основу, определите тип предложения по наличию грамматической основы.

1) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин) 2) Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес. (А. Фет) 3) Подул ветерок с заречья, и сразу стало свежо. (А. Сурков)

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя

В русском языке слова в предложении могут занимать различные места. Это не значит, что порядок слов совершенно свободный.

В русском языке подлежащее обычно ставится перед сказуемым. Согласованное определение — перед определяемым словом, обстоятельство образа действия — перед сказуемым, а остальные обстоятельства и дополнения — после сказуемого. Такой порядок слов называется прямым.

Но в речи такой порядок слов часто нарушается. Изменение прямого порядка слов называется инверсией. При помощи инверсии можно выделить наиболее важные по смыслу члены предложения, выразить вопрос, усилить эмоциональную окраску речи, связать части текста. Наиболее часто инверсия встречается в поэтической речи.

Порядок слов в предложении выполняет три основные функции.

1) Служит для передачи, прояснения смысла предложения.

(Учитель записывает на доске предложения.)

«Москвич» обогнал «Ниву».

«Ниву» обогнал «Москвич».

Эти два предложения различаются только порядком слов, причём одинаковых слов. В обоих предложениях «Москвич» — подлежащее, «Ниву» — дополнение. Но при изменении порядка слов смысл предложения несколько меняется.

2) Может выполнять стилистическую функцию, придавая предложению эмоциональную окраску.

Под небом голубым есть город золотой...

Под голубым небом есть золотой город.

3) Может выполнять синтаксическую функцию — различать члены предложения.

Тополь перерос клён. (Тополь — подлежащее, клён — дополнение.)

Клён перерос тополь. (Клён — подлежащее, тополь — дополнение.)

Надо иметь в виду, что при определённой интонации подлежащее и дополнение в этих примерах могут поменяться местами. Иногда синтаксическая роль существительных в подобных случаях определяется по смыслу.

Солнце заслонило облако.

Понятно, что подлежащим может быть только слово облако, на каком бы месте в предложении оно ни стояло.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений и теоретических сведений (с. 48).)

3. Слово учителя

Что такое интонация? Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. К интонации относится и темп речи, и её тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания, т. е. интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте, на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.

Какую роль в предложении играет интонация? Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации.

Молодец! Я очень рад.

В устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая.

Каковы особенности интонации различных типов предложений? Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.

4. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений, рассмотрение схемы интонационных средств (с. 49).)

5. Слово учителя

Устная речь отличается от письменной, прежде всего, разнообразием интонаций, подвижностью логических ударений. При этом, не меняя порядок слов в предложении, можно усилением голоса (логическим ударением) выделять его смысловой центр, т. е. наиболее важное в сообщении слово. В письменной речи логическое ударение проявляется в ответах на вопросы или по контексту.

6. Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение теоретических сведений, разбор приведённых примеров (с. 50, 51).

2. Упр. 77, 78 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

3. Упр. 79—83 — выразительное чтение, отработка правильной интонации.

4. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 52, 53).

V. Подведение итогов урока

— От чего зависит порядок слов в предложении?

— Что такое интонация?

— Какие интонационные средства вы знаете?

— Назовите виды интонации.

— Какую роль играет логическое ударение?

Домашнее задание

1. § 14, 15.

2. Упр. 84-87.





загрузка...
загрузка...