загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 22. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Цели: расширять представления о сказуемом, его признаках; дать понятие о простом глагольном сказуемом и способах его выражения; формировать умения определять форму простого глагольного сказуемого и использовать её в различных типах речи.

Планируемые результаты: знание способов выражения сказуемого; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять сказуемое в предложении по грамматическим признакам, понимать связь подлежащего и сказуемого, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 91 — чтение и обсуждение сочинений.

2. Упр. 93 — проверка по цепочке, морфологический разбор на доске.

Комментарии

Нет подлежащего в последнем предложении (придаточном в составе сложного).

III. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о наклонении глагола

— Какие формы наклонения имеет глагол? (Изъявительное, условное, повелительное.)

— Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? (По временам. Глаголы несовершенного вида: настоящее (работаю, пишем), прошедшее (работал, писали) и будущее сложное время (буду работать, будем писать); глаголы совершенного вида: прошедшее (заработал, написали) и будущее простое (заработаю, напишем).)

— Как изменяются глаголы в условном наклонении? (По числам, в единственном числе — по родам: работал (-а, -о) бы, писали бы.)

— В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении? (В форме 2-го лица единственного и множественного числа.)

— Может ли одно наклонение употребляться в значении другого? (Примерный ответ. В значении изъявительного наклонения могут выступать повелительное и инфинитив: Я тебя корми, гуляй с тобой, играй, а ты кусаться! В значении повелительного наклонения могут выступать:

• изъявительное: Работаем, не отвлекаемся! Пусть он помолчит. Да будет свет!

• условное: Шла бы ты домой. Ты бы поговорил со мной.

• неопределённая форма: Свистать всех наверх! Сдать рапорт!

В значении условного наклонения может выступать повелительное: Имей я такой рост, стал бы баскетболистом.)

2. Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 57).

2. Упр. 95 — комментированное письмо, выполнение задания, морфологический разбор на доске.

3. Чтение определения сказуемого, изучение схемы (с. 58).

4. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, определения простого глагольного сказуемого и теоретических сведений (с. 58, 59).

Выводы: сказуемое может быть простым и составным. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются глаголом в одном из наклонений, например: Сейте разумное, доброе, вечное. Сказуемое в данном случае выражено глаголом в форме повелительного наклонения.

3. Слово учителя

Рассмотрим трудные случаи согласования сказуемых с подлежащими, выраженными словосочетаниями.

1) Если подлежащее выражено сочетанием собирательного существительного с существительным в родительном падеже, то сказуемое ставится в форме единственного числа.

Группа учеников закончила работу.

2) Если собирательное существительное сочетается с несколькими существительными в родительном падеже множественного числа, то и сказуемое может быть поставлено в форме множественного числа.

Большинство учёных, писателей принимали участие в дискуссии.

3) Если подлежащее выражено словами много, несколько или числительным в сочетании с родительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе, прошедшем времени, среднем роде.

Много воды утекло с тех пор.

4) Если подлежащее выражено словами много, несколько или числительным в сочетании с родительным падежом существительного, обозначающего лицо, то сказуемое ставится во множественном числе.

Много учеников выполнили задание.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 96 — устное выполнение.

2. Упр. 97 — комментированное письмо, выполнение задания.

3. Упр. 99, 100 — работа с таблицей.

4. Упр. 101 — чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слово кутюрье.

— Объясните значение этого слова.

— Составьте с ним предложение с простым глагольным сказуемым.

V. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о сказуемом?

— Как связаны подлежащее и сказуемое?

— Чем выражается простое глагольное сказуемое?

— Чем определяется выбор сказуемого?

Домашнее задание

1. § 18, 19.

2. Упр. 98, 102.





загрузка...
загрузка...