загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 42. Инструкция

Цели: дать понятие об инструкции, особенностях этого жанра; развивать навыки создания текстов официально-делового стиля.

Планируемые результаты: знание особенностей инструкции как жанра официально-делового стиля; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, писать тексты-инструкции, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Подберите синонимы к слову кроткий. (Незлобивый, уступчивый, покорный, робкий, безответный, тихий.)

Дополнительное задание: найти паронимы (слова, сходные по звучанию) к слову кроткий. (Краткий, короткий.)

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 191 — чтение неопределённо-личных предложений из художественных произведений.)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя с элементами беседы

Приходилось ли вам читать инструкции и руководствоваться ими? Большинство ответят утвердительно. При обилии разнообразной техники, при всё возрастающих темпах жизни мы вынуждены очень часто обращаться к инструкциям, которые помогают нам сориентироваться в море информации, понять, как пользоваться новыми гаджетами и прочей техникой.

Всегда ли инструкции соответствуют нашим ожиданиям, всегда ли помогают нам? Это зависит от того, насколько качественно написана инструкция. Инструкция — один из многочисленных жанров официально-делового стиля, среди которых законы, договоры, распоряжения, рецепты, анкеты, заявления... Эти жанры служат для информирования, ходатайства, выполняют предписывающую функцию, форма их в основном письменная.

— Что может объяснять, регламентировать инструкция? (Должностная инструкция — права и обязанности работника, техническая — устройство механизма и способы безопасного обращения с ним, инструкция по эксплуатации — алгоритм работы с устройством или предметом и т. д.)

— Как вы считаете, каким требованиям должна отвечать инструкция? (Инструкция должна быть составлена логично: отражать последовательность действий, которые должен совершать пользователь, чтобы достичь определённого результата.)

Инструкция должна быть по возможности доступной, понятной, простой, за исключением случаев, когда речь идёт о специальных технологических инструкциях, предназначенных для специалистов-профессионалов.

Наконец, инструкция должна быть краткой, чтобы человек прочитал и усвоил рекомендации с первого-второго раза.

Каждый новый абзац в инструкции — новый шаг, призыв к действию, поэтому при написании инструкции активно используются глаголы в форме повелительного наклонения.

Сегодня мы попытаемся не только прочитать и проанализировать инструкцию, но и создать её самостоятельно.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 193 — обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо.

2. Упр. 194 — чтение и обсуждение принесённых инструкций, самостоятельное составление инструкций с последующим обсуждением.

3. Упр. 195 — чтение и обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение, грамматические разборы на доске.

4. Упр. 196 — самостоятельное выполнение.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 109).

— Составьте с этими словами несколько словосочетаний.

VI. Подведение итогов урока

— Что входит в понятие инструкция?

— Каким требованиям должна отвечать инструкция?

Домашнее задание

Упр. 197, 198 (по выбору).





загрузка...
загрузка...