загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 43. Безличные предложения

Цели: дать понятие о безличных предложениях; учить находить главный член безличного предложения, определять безличные предложения, обозначающие состояние природы и человека; повторить пунктуационные и орфографические правила; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: знание особенностей безличного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член безличного предложения, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Хочешь, я тебя к горам увезу? 2) Нам показали грибные места.

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 197, 198 — чтение и обсуждение инструкций.)

IV. Работа по теме урока

1. Анализ предложений

(На доске написаны фрагменты стихотворений.)

С вечера всё спится,

На дворе темно.

А. Фет

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

М. Цветаева

Комментарии

Действующих лиц в этих предложениях не только нет, но и быть не может. Основу составляет только один главный член:

1) категория состояния {спится, темно); 2) безличный глагол и неопределённая форма глагола {хочется грызть).

2. Слово учителя

Необходимо различать безличный глагол и безличную форму личного глагола. Безличный глагол не имеет личных форм, он встречается только в безличных предложениях. Подобные глаголы обозначают действия, происходящие сами по себе, а не производимые каким-либо лицом.

Некоторые глаголы могут иметь, кроме безличной, и личную форму. Сравним.

1) Пахнет сеном над лугами. — Сено пахнет над лугами.

2) Зажгло грозою дерево. — Солнце словно зажгло осенний лес.

Важно, что в первых предложениях каждой пары нет и не может быть действующего лица, в них личный глагол выражен безличной формой.

В безличных предложениях часто выражаются состояние природы, окружающей среды, человека, невозможность или неотвратимость действия. Чаще всего такие предложения распространены второстепенными членами со значением лица или окружающей среды.

Мне почему-то всё время хотелось смеяться.

К вечеру резко похолодало.

3. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, определения безличных предложений, теоретических сведений (с. 110, 111).)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 199 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

Комментарии

Главный член выражен: категорией состояния (1, 4, 8 — состояние природы, 5, 7 — состояние человека), личным глаголом в безличном значении (2, 3), безличным глаголом (6).

2. Упр. 201, 202 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

3. Упр. 203 — устное выполнение.

4. Упр. 205 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо, синтаксический разбор предложения.

2. Диктант с грамматическим заданием

Часу в пятом купали команду. На воду спускали парус, который наполняли водой, а матросы прыгали с борта, как в яму. Но за ними надо было зорко смотреть. Нечего было опасаться, что они утонут, но боялись акул.

К купальщикам тихо подкралась акула. И всех выгнали из воды, а акуле сначала бросили бараньи внутренности, а потом кольнули её острогой.

(По И. Гончарову)

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть грамматические основы предложений.

2. Обозначить виды односоставных предложений.

Комментарии

Главные члены в односоставных предложениях и виды предложений: купали, спускали, наполняли (все предложения неопределённо-личные); надо было смотреть, нечего было опасаться (все предложения безличные); боялись, выгнали, бросили, кольнули (все предложения неопределённо-личные).

3. Тест

(См.: КИМы, тест 12.)

VI. Подведение итогов урока

— Какие предложения называются безличными?

— Какими частями речи может быть выражен главный член в безличном предложении?

Домашнее задание

1. § 35.

2. Упр. 200, 204.





загрузка...
загрузка...